Кто играет: Хор musicAeterna под управлением Виталия Полонского.
Что играет: Духовная музыка И. Стравинского, Н. Голованова, А. Пярта, А. Мурова, С. Трубачева, А. Шнитке, Н. Каретникова, Г. Свиридова, А. Кнайфеля.
Почему идти: Духовные хоровые концерты всегда пользовались популярностью в России — даже в советские времена, когда церковная музыка находилась фактически под запретом, богослужебные сочинения Рахманинова и Чайковского были знакомы каждому культурному человеку. Извлекаемые из-под спуда духовные сочинения — от Стравинского и Голованова до Шнитке и Свиридова — цепляют самые тонкие струны души, фиксируя превосходство духа в самых тяжелых испытаниях. Доказательства верности этой формулировки будут представлены 8 и 9 октября в Центре «Зотов» хором musicAeterna — одним из лучших сегодня хоровых коллективов России. Будет что послушать и что расслушать.
Где, когда, сколько: Центр «Зотов»; 8 и 9 октября; 3 000 — 8 000 руб.
Фото: Кирилл Каллиников/ РИА Новости
Кто играет: Камерный оркестр Musica Viva (дирижер Даниил Коган), солист Арсений Тарасевич-Николаев.
Что играет: Л. ван Бетховен — Концерт для фортепиано с оркестром №4, Ф. Мендельсон — Симфония № 3 («Шотландская), В.А. Моцарт — Увертюра из оперы «Милосердие Тита».
Почему идти: В фортепианных концертах Бетховена не за что спрятаться — в них солист весь как на ладони со всеми своими достоинствами и недостатками. Особенно суров в этом смысле соль-мажорный концерт, в котором обычное сопоставление tutti и solo напоминает не столько состязание, сколько интимный диалог. Именно его намерен освежить своим соло Арсений Тарасевич-Николаев, внук блистательной исполнительницы и педагога Татьяны Николаевой. Второй участник диалога — оркестр Musica Viva под управлением Даниила Когана, представителя еще одной знаменитой династии: поменяв скрипичный смычок на дирижерскую палочку, он попытается поведать нечто новенькое о «Шотландской» симфонии Мендельсона.
Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 3 октября; 800 — 4 000 руб.
Фото: Московская государственная академическая филармония
Кто играет: Хибла Герзмава (сопрано), Иван Царев (орган).
Что играет: Произведения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Дж. Перголези, Г. Перселла, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, С. Франка, П. Масканьи.
Почему идти: На абхазском языке ее имя означает «златоокая». Наверно, поэтому глаза Хиблы Герзмава всегда горят. Но тот драгоценный дар, которым она пленяет слушателей, — это ее голос, поистине золотой. Благословленная в свое время Еленой Образцовой, вручившей ей Гран-при Конкурса им. Чайковского, Герзмава от спектакля к спектаклю, от концерта к концерту, заставляет публику забыть все пересуды об упадке отечественной вокальной школы. Нет сомнений, что виртуозные арии, в которых трепетное сопрано Хиблы прозвучит в сопровождении Короля инструментов, опять растопит сердца слушателей.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 8 октября; 2 500 — 8 000 руб.
Фото: Алексей Куденко/ РИА Новости
Кто играет: Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского (дирижёр Владимир Ткаченко), Академический большой хор «Мастера хорового пения», солисты Екатерина Морозова, Игорь Онищенко, Михаил Казаков, Султанбек Абдурахимов и др.
Что играет: П. Чайковский — «Иоланта».
Почему идти: «Иоланта» — «новелла о расцветающем цветке любви», как образно описал ее Б. Асафьев, — пленяет своей поэтичностью и тонкостью. Одна из самых красивых опер П.И. Чайковского прозвучит в Доме музыки в концертно-сценическом варианте. Солисты Большого театра, Симфонический оркестр им. П.И.Чайковского и Академический большой хор «Мастера хорового пения» создадут музыкальный образ мира, устроенного согласно законам гармонии и красоты, о котором мы так тоскуем сегодня
Где, когда, сколько: Московский международный Дом музыки; 3 октября; 2 500 — 29 000 руб.
Фото: МКЗ «Зарядье»
Кто играет: Российский национальный оркестр (дирижер Кристиан Кнапп), солистка Лилия Гайсина.
Что играет: Ч. Айвз — «Три места в Новой Англии», «Вопрос, оставшийся без ответа», С. Барбер — «Ноксвилл, лето 1915 года», Дж. Адамс — Симфония «Доктор Атом».
Почему идти: В новой программе РНО представлены три течения «новой композиторской школы» США: замешанный на фольклоре авангард Чарльза Айвза, романтический неоклассицизм Сэмюэла Барбера и чистой воды минимализм Джона Адамса. Любопытно, сможет ли ввести их в единое русло американец Кристиан Кнапп, с некоторых пор подвизавшийся в Мариинском театре? Впрочем, Российский национальный оркестр, за пульт которого встанет маэстро, вошел в топ-20 симфонических коллективов мира по версии авторитетного журнала Gramophone, так что ответ на этот вопрос очевиден.
Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 7 октября; 2 500 — 8 000 руб.
Фото: Московская государственная академическая филармония
Кто играет: Государственная академическая симфоническая капелла России (дирижёр Валерий Полянский), солисты Евгения Сегенюк, Рустам Яваев, Максим Сажин, Руслан Розыев.
Что играет: А. Шнитке — Сюита из музыки к кинофильму «Сказка странствий», «Гоголь-сюита», кантата «История доктора Иоганна Фауста».
Почему идти: «Мое музыкальное развитие сходно с развитием некоторых моих коллег и друзей — от фортепианного романтизма, неоклассического академизма до эклектичного синтеза. Прибыв же на конечную станцию, я решил покинуть столь переполненный поезд. И с тех пор стараюсь ходить пешком…» Все названные Шнитке этапы творчества представлены в программе концерта, посвященного 90-летию последнего гения музыки ХХ века.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 7 октября; 400 — 1 500 руб.