По форме она представляет овал неправильной формы, примерная площадь около 165 квадратных километров. Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» будет пришвартовываться к ней с восточной стороны. Конфигурация кромки позволяет произвести швартовку бортом. Об этом «РГ» сообщил начальник экспедиции «Северный полюс-42» Александр Ипатов.
И пояснил, что для СП-42 в течение нескольких суток с научно-исследовательского судна «Академик Федоров» (оно находится неподалеку и у него на борту есть вертолет) велись работы по уточнению состояния и положения ледяных полей, данные по которым были получены по спутниковым снимкам. Специалисты проводили облеты, бурение. По льдине, которая была определена как самая перспективная для развертывания лагеря, ездили на снегоходах, проводили бурение в различных местах. После этого на льдину вылетал начальник экспедиции СП-42.
«В районе, где планируем к ней встать, толщина льда от одного метра», — уточнил Александр Ипатов. Льдину он счел вполне подходящей для СП-42. Лед минимум двухлетний, что видно по сглаженным торосам. То есть были пройдены стадии замерзания и оттаивания. Видимых повреждений нет (впрочем, какие-то разрушения со временем неизбежны). Из плюсов является также то, что к выбранному для швартовки на льдине месту идет разводье. И можно спокойно пристать к ледяным берегам.
Как только ЛСП «Северный полюс» дойдет до места, можно будет ставить так называемые ледовые якоря (якорь простой — кусок дерева). А чтобы открыть станцию, потребуется прежде всего поставить метеоборудование, метеомачту, домик для метеорологов. И обеспечить его электричеством (либо протянув кабели от корабля, либо взяв автономный дизель-генератор).
Спросила начальника экспедиции, не было ли на выбранной льдине белого медведя. Ответил, что нет. Но это ничего не значит: сейчас нет, но в любой момент может появиться. Поэтому с первого дня работ по обустройству лагеря будут соблюдены требования безопасности. Можно будет покидать борт только в сопровождении члена экспедиции, имеющего оружие. Кстати, белый медведь всегда боится вертолета. Завидев его, пускается наутек.
Льдину, на которой начнется дрейф СП-42, называть каким-то именем полярники не собираются. Нет такого у них обычая.
Все тексты сюжета «Новая экспедиция «Северный полюс-42» на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя «РГ» читайте здесь.