В настоящее время 24% площадей в малоформатных торговых центрах Санкт-Петербурга занимают арендаторы категории отдыха и развлечений: кинотеатры, детские и семейные развлекательные центры, фитнес-клубы и т. д. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании NF Group, добавив, что фэшн-сегмент в таких объектах находится на втором месте и занимает 18% площадей, продуктовые супермаркеты – на третьем (13%).
В настоящее время в Петербурге функционируют 32 малоформатных качественных торговых центра площадью от 10 тыс. до 45 тыс. кв. метров.
В свою очередь, крупноформатные торговые центры (площадью от 45 тыс. кв. метров) остаются основными модными локациями города, где большая часть площадей занята магазинами одежды и аксессуаров (27%). Далее идут развлекательные, досуговые площадки (17%) и гипермаркеты с продуктами питания (13%).
По словам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, малоформатные торговые центры сохраняют устойчивость и стабильность, несмотря на испытания последних лет. Уход международных брендов повлиял на них в меньшей степени, так как доля крупных иностранных сетевых брендов в таких объектах нулевая.
Доля площадей, занимаемых российскими брендами в малоформатных центрах, увеличилась за последние два года с 89% до 93%. При этом в крупноформатных торговых центрах она выросла с 63% до 72%, а уход иностранных брендов на год и более привел к росту доли свободных площадей и снижению трафика.
В целом девелоперская активность по строительству торговых центров в Санкт-Петербурге находится на невысоком уровне. Последний крупный неспециализированный торговый центр был открыт в 2016 году. С тех пор рынок прирастал на 1–2 объекта в год, преимущественно в районах новых строящихся жилых кварталов. Современные покупатели недвижимости предъявляют высокие требования к инфраструктуре, ожидая не только наличие продуктовых магазинов в шаговой доступности, но и широкий спектр дополнительных сервисов, включая фитнес-центры, магазины одежды и товаров для детей, а также места для семейного досуга.
В таких условиях девелоперы ориентируются на строительство малоформатных торговых центров на окраинах Петербурга и в пригородах, где активно ведется строительство жилья. Этот формат выигрывает за счет своей локальности: жители получают качественную инфраструктуру рядом с домом, девелоперы – высокий спрос на арендуемые площади, а ретейлеры – новые возможности для расширения своего присутствия.
На завершающем этапе строительства в Санкт-Петербурге находятся три торговых центра районного и окружного форматов, которые планируется открыть до конца года. Среди них «Небо» в Мурино (арендопригодная площадь 25,7 тыс. кв. метров), где появится первый в районе кинотеатр, «ПаркМолл» на пр. Просвещения (арендопригодная площадь 35 тыс. кв. метров), который будет включать фуд-холл и образовательный коворкинг, и «Лунапарк» в Новогорелово (арендопригодная площадь 10,7 тыс. кв. метров). Эти проекты продолжат тенденцию создания многофункциональных торговых центров, ориентированных на потребности современного покупателя.
«Малоформатные торговые центры в развивающихся жилых районах берут на себя не только функции обеспечения местных жителей предметами первой необходимости, но и функции социализации населения. Они становятся своеобразными культурными и социальными хабами, куда люди приходят для удовлетворения первичных потребностей и проведения свободного времени с семьей, соседями, друзьями. Они демонстрируют устойчивость даже в условиях изменения рынка, так как они ориентированы на локальные потребности населения. Мы убеждены, что сегмент продолжит развиваться, удовлетворяя растущие запросы покупателей, предлагая современные сервисы и досуговые концепции, что подтверждается спросом со стороны девелоперов и арендаторов», – добавляет Евгения Хакбердиева.