Оценить представление в Большой театр приехали в том числе иностранные гости — делегация Вьетнамского союза женщин, которая находилась в Беларуси с рабочим визитом. На экскурсии по театру их сопровождала генеральный директор театра Екатерина Дулова, которая, представляя «Патетический дневник…», отметила:
— Это большое полотно, посвященное историческим событиям, трагическим и радостным моментам истории нашей страны. Прежде всего речь здесь идет о Беларуси, о том, чем она жила до Великой Отечественной и что произошло после. Все важные военные истории так или иначе отображены в нашей премьере.
Над проектом работали ведущие специалисты Большого. В их числе главный дирижер народный артист Башкортостана Артем Макаров и главный хормейстер народная артистка Беларуси Нина Ломанович. Автором художественного образа спектакля стала главный художник театра Любовь Сидельникова, а пластическое решение предложил главный балетмейстер заслуженный артист России Игорь Колб. Режиссером проекта выступила уроженка российского Нижнего Тагила Анна Моторная. «Патетический дневник памяти», рассказывает Анна Дмитриевна, — это не просто концертный проект Большого театра Беларуси:
— Это сложное произведение, настоящий масштабный спектакль. У каждого из нас есть долг: перед самим собой, своим народом, предыдущими поколениями, перед Родиной. Великая Отечественная война разделила жизнь людей на до и после. И спустя десятилетия ее последствия не могут не волновать. В Беларуси, России и на всем постсоветском пространстве нет семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная… И чем дальше уходят ее герои, участники и свидетели, тем очевиднее становится мысль: мы сегодняшние не имеем права забыть. Поэтому и возникла идея превратить документальные свидетельства в произведение, которое смогло бы выразительными театральными средствами достучаться до молодого поколения, заставить задуматься, а возможно, и поменять мировоззрение современного человека. Мне было очень важно стереть временную границу, связать нас сегодняшних с тем трагическим временем.
В «Патетическом дневнике…» нашлось место как довоенным событиям, так и страшным годам войны и оккупации белорусских земель. Отсчет — с 1939 года, когда Большой театр обрел собственное здание на Троицкой горе. Акцент — на события 1944-го и момент освобождения Беларуси. Красивой финальной точкой вокально-хореографического проекта стали мгновения торжества Великой Победы. Анна Моторная дополняет:
— Известный белорусский композитор Олег Ходоско объединил в спектакле воедино партитуры именитых мастеров. В «Дневнике…» звучит очень сильная, глубокая музыка, которую, к сожалению, не так часто можно сейчас слышать: Евгения Глебова, Генриха Вагнера, Евгения Тикоцкого, Анатолия Богатырева, Дмитрия Смольского, Игоря Оловникова, Игоря Лученка и других знаменитых композиторов, ставших гордостью белорусской композиторской школы.
Режиссером уникального проекта выступила уроженка российского Нижнего Тагила Анна Моторная
Олег Ходоско признается, что при подготовке проекта он отслушал огромное количество произведений, написанных начиная с 1930-х и до нашего времени. При этом несколько произведений Олег Игоревич написал специально для «Патетического дневника…».
— Отмечу, что такой коллаборации, разножанрового микса, не было, наверное, еще нигде. Мы постарались сделать так, чтобы музыка была контрастной, разных стилей. Это позволяет нам вернуться в то время. В 1939 году театр готовился к Декаде белорусского искусства в Москве, и часть этой музыки на ней прозвучала. Также мы включили в «Патетический дневник…» произведения авторов, заставших войну. Это в том числе Генрих Вагнер, Анатолий Богатырев. Чуть позже им на смену пришла музыка молодого поколения композиторов. Но стилистика обоих музыкальных школ удивительным образом объединилась, создав тем самым целостную музыкальную картину.
Деталями художественного образа «Патетического дневника…» стали не только дневники свидетелей тех страшных военных лет, обращает внимание главный художник театра Любовь Сидельникова:
— Прочитав их, мы все плакали… Получилось так, что эта работа вышла далеко за пределы выполнения служебных обязанностей, ведь каждый из нас переживал трагедию войны лично, пропуская через сердце… Подбирая средства выразительности, я обратилась к так называемому суровому стилю, присущему белорусской живописи, и к художникам, которые многие свои работы посвятили теме войны. Ведь их картины — это тоже своего рода документальные свидетельства. В первую очередь речь идет о работах Героя Беларуси Михаила Савицкого, народных художников Василия Шаранговича и Мая Данцига, других авторов, по мотивам которых мы сделали завесу. Эти работы зритель увидит и в видеоконтенте.
В постановке участвуют все коллективы театра: оркестр, хор, солисты оперы, балета, юные артисты детской студии. Ближайший показ «Дневника…» — 27 сентября.