Актуально
Вт. Сен 24th, 2024

Премьерой драмы "Гора" Уфимский татарский театр "Нур" открыл 33-й сезон

By Admin Сен24,2024

Премьера имела оглушительный успех у публики. Прежде всего, конечно, благодаря истории любви, положенной в основу сюжета.

Начинается она до Великой Отечественной войны в деревне Таллыкуль. Юная Мунира (Ильгиза Муллабаева) влюбляется в Саита (Айдар Хуснутдинов) и хочет выйти за него замуж вопреки воле отца. Но начинается война, и Саит уходит на фронт, но перед этим на Горе влюбленных клянется Мунире в любви и обещает вернуться. Однако на фронте все меняется. Саит получает ранение, попадает в плен, бежит из него, а в госпитале встречает медсестру Лену. Решив, что Мунире не нужен покалеченный муж, решает жениться на медсестре и уезжает с ней в Югру. У Муниры рождается сын, которого она назвала Умет (в переводе с татарского “надежда”). Проходят годы, а она все ждет, веря, что Саит жив.

Он действительно жив, но терзается муками совести. И выливает свои чувства в песне о раненой птице, которую, по стечению обстоятельств, слышит приехавший из Казани журналист. Заинтересовавшись песней, он встречается с автором – Саитом (Рушат Мударисов), которого мы видим уже в инвалидном кресле. В разговоре выясняется, что журналист родом из Башкирии. И Саит просит земляка поехать в Таллыкуль, встретиться с Мунирой (Чулпан Раянова) и передать ей кассету с записью песни…

Но этого не происходит. Добравшись до Таллыкуля, журналист видит лишь пустые дома. Неожиданно он встречает Умета, который рассказывает о своей матери, которой, как выясняется, уже нет в живых. Она отказывалась переезжать в город, как все односельчане, и постоянно ходила к Горе влюбленных, надеясь, что когда-нибудь туда придет Саит. Тут в сюжет вплетается еще одна линия, которую смело можно назвать экологической. События происходят приблизительно в 70-е годы прошлого века, когда недра земли эксплуатировались без оглядки на вопросы сохранения природы. Под Горой влюбленных пытаются найти нефть и собираются начать буровые работы. Но Мунира не дает им этого сделать. Ее сын Умет, по иронии судьбы, нефтяник. Он считает, что мама не в себе, раз идет против прогресса и держится за прошлое, без конца рассказывая легенды, связанные с горой, которую издавна считали священным местом. И лишь после ее смерти осознает, как она была права. Узнав о судьбе Муниры, журналист звонит в Югру, чтобы рассказать об этом Саиту, но слышит в ответ, что тот накануне скончался.

Фото: Пресс-служба театра “Нур”

Спектакль интересен не столько сюжетом, сколько его сценическим воплощением. Пожалуй, в театре “Нур” это первый спектакль, в котором использовано столько приемов, создающих у зрителя 3D эффект и ощущение погруженности в события. Так, когда старый Саит делится воспоминаниями, то на сцене вместе с ним присутствует он же, но молодой. Действие спектакля разворачивается на фоне видеопроекции – мирных пейзажей или всполохов от рвущихся снарядов (видеохудожник – Игорь Домашкевич, художник по свету – Ольга Окулова, оба из Санкт-Петербурга). Но наибольшее впечатление, конечно, оказывает пластическое решение отдельных сцен, особенно романтических (режиссер по пластике – Софья Гуржиева, Швеция). Благодаря такому подходу зритель даже не замечает, что действие происходит в одних и тех же декорациях (художник-постановщик – Булат Ибрагимов).

Как рассказала исполнительница одной из ролей Лилия Тазетдинова, для артистов “Нура” работа с Айдаром Заббаровым и его командой была большой удачей и серьезной школой.

– Когда только начались разговоры о том, что в нашем театре будет ставить Айдар Заббаров, я сказала, что готова играть любую роль в его спектакле, даже стоять деревом. Я видела все его постановки, кроме последней, и знаю, какой это крутой режиссер, один на миллион. Все артисты театра прошли кастинг, с каждым режиссер беседовал по 15-20 минут. Потом он сказал, что выбирал актеров интуитивно, не зная еще, кому какую роль дать. Он создал отличную команду, которая “варилась в одном котле” несколько месяцев и очень сплотилась. Мы все участвовали в создании спектакля, обсуждали каждую сцену, предлагали свое видение, и Айдар Талгатович часто с нами соглашался. Главное теперь – сохранить в первозданном виде спектакль, в котором все выстроено до мелочей, – поделилась Лилия Тазетдинова.

Фото: Пресс-служба театра “Нур”

Роль Саита в юности и его внука Мирсаита досталась Айдару Хуснутдинову. От молодого артиста потребовалось даже больше, чем от остальных, так как роль Саита ему пришлось играть без слов (в это время за него говорил старый Саит, так как это были его воспоминания). Да и воплощение образов персонажей, живших на много десятилетий раньше, – задача непростая. Справиться с ней помогла режиссерская установка: главное – не выучить текст, а понять суть, полюбить произведение, чтобы было интересно. А для этого – погрузиться в те реалии, о которых идет речь.

Фото: Пресс-служба театра “Нур”

Поэтому перед началом репетиций Айдар Заббаров повез артистов в деревню Ямады, на родину Ильдара Юзеева, где они побывали в музее писателя, и что важно – своими глазами увидели Гору влюбленных.

– Она существует до сих пор. На ее вершине есть смотровая площадка. Говорят, что раньше оттуда были видны все окрестные деревни. Сейчас из-за выросших деревьев обзор не такой хороший, но когда туда поднимаешься, чувствуется прилив сил. Вся атмосфера этого места как будто пропитана любовью. Местные жители уверены, что история, о которой написал Ильдар Юзеев, реальна. А традиция признаваться в любви и давать клятву на Горе влюбленных жива и поныне, – вспоминает Лилия Тазетдинова.

На премьеру был приглашен сын Ильдара Юзеева – режиссер Салават Юзеев, который недавно снял по повести отца полнометражный художественный фильм “Гора влюбленных”. Как сказал в телеинтервью Салават Ильдарович, Айдар Заббаров добавил к пьесе много собственной энергии. “Если оригинал пьесы был более лиричным, утонченным, возвышенным, то в прочтении молодого режиссера больше самой жизни, отношения людей. Мне это было вдвойне интересно, потому что я пережил этот материал через фильм. Фильм мой раскрывает идею произведения совершенно другими средствами. Я использовал киношное роуд-муви, а в спектакле использованы все возможности современного театра”.

Фото: Пресс-служба театра “Нур”

В тему

Это не первое воплощение на театральной сцене повести “Гора”. К произведению в разные годы обращались в Набережночелнинском татарском театре и в театре Тинчурина.

Источник Российская газета Башкортостан

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *