После того, как стали известны результаты голосования, партнер социал-демократов по правительству в Берлине — либеральная Свободно-демократическая партия (СвДП) выдвинула Шольцу ультиматум: либо канцлер в ближайшее время находит решения наиболее актуальных для страны проблем, либо СвДП выйдет из правящей коалиции, что будет означать отставку всего кабинета и, вероятно, досрочные выборы в бундестаг. У Шольца с его министрами есть не более трех недель на то, чтобы дать ход структурным реформам экономики и показать решительность в миграционной политике.
СДПГ в Бранденбурге заняла первое место, получив 30,9 процента голосов. Но произошло это не благодаря, а вопреки Шольцу. Победу своей партии принес бранденбургский премьер Дитмар Войдке, отказавшийся от помощи федерального центра в ходе избирательной кампании и сделавший ставку на свою личную популярность.
Это подтверждают и результаты двух других правящих Германией вместе с социал-демократами партий — «Зеленых» и либеральной Свободно-демократической (СвДП). У них своего местного Войдке не оказалось, поэтому избиратели оценивали их по той политике, которую они проводят в Берлине. Итог оказался соответствующим: обе партии не смогли преодолеть избирательный барьер. «Зеленые» потеряли больше половины своего электората и набрали только 4 процента голосов. У СвДП результат оказался вообще почти нулевой — менее процента.
Зато две крайне оппозиционные партии, «Альтернатива для Германии» (АдГ) и «Союз Сары Вагенкнехт» (ССВ), резко критикующие Шольца и его правительство, в сумме получили 43 процента против 36 процентов у всех трех «партий власти» вместе взятых. При этом АдГ уступила СДПГ всего два процентных пункта, а по всем предвыборным прогнозам вообще должна была победить. По сути, социал-демократам удалось буквально в последний момент вырвать себе победу, и опять же благодаря Войдке, который, кстати сказать, в ходе своей предвыборной кампании не раз высказывал несогласие с политикой федерального центра, в том числе по украинскому вопросу.
«Мы стали народной партией», — заявила в понедельник сопредседатель АдГ Алис Вайдель, указав на то, что во всех трех раундах «восточных» выборов, в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге, партия набрала около трети голосов, получив таким образом от избирателей «мандат на правление». Для тех же избирателей, кто по идеологическим причинам не согласен с крайне правыми, есть созданный в начале этого года левый ССВ, который скоро тоже может стать «народным», судя по тому, как он стремительно набирает популярность. Но власть ССВ получил уже сейчас. Желающие сформировать правительства в восточных землях вынуждены договариваться с партией Вагенкнехт, а та в свою очередь выставляет им жесткие условия.
«Сначала должно быть четкое заявление земельного правительства по поводу украинского конфликта, и вы также должны ясно высказаться против размещения американских ракет в Германии», — заявил лидер бранденбургского отделения ССВ Роберт Крамбах, обращаясь прежде всего к социал-демократам. И другого варианта, кроме как выполнять эти условия, у СДПГ нет — на сотрудничество с АдГ у нее, как и у других немецких партий, наложено жесткое табу, а больше формировать правящую коалицию не с кем.
СДПГ заняла первое место не благодаря, а вопреки Шольцу
Выборы в Бранденбурге лишь подтвердили то, что стало ясно уже в Саксонии и Тюрингии: политическая «альтернатива», будь то правая или левая, начала теснить на обочину традиционные партии, и правительство Шольца своей политикой немало этому поспособствовало. «Вина (за поражение) лежит не столько на Бранденбурге, сколько на федеральной политике и больше связана с тем, что мы отпугнули многих избирателей, особенно в сельской местности», — признал «зеленый» министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир.