Актуально
Пт. Сен 20th, 2024

Суд может отменить штраф за поданные не вовремя данные для оплаты больничного

19 сентября 2024
Суд может отменить штраф за поданные не вовремя данные для оплаты больничного
© 9dreamstudio / Фотобанк 123RF.com

После закрытия электронного листка нетрудоспособности медицинской организацией работодатель вместе с информацией о закрытии больничного может получить запрос СФР о размещении в ЕИИС “Соцстрах” сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. При этом размещению подлежат не все сведения, а в объеме, указанном в запросе. При наличии у СФР необходимых сведений запрос работодателю не передается. На размещение запрошенных данных работодателю отводится 3 рабочих дня со дня получения данных о закрытии больничного.

Согласно ч. 3 ст. 15.2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ нарушение страхователем установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5 000 рублей.

Мы подобрали несколько свежих судебных решений, в которых суд отменил штраф за поданные не вовремя данные для оплаты больничного или снизил его размер.

 Постановление АС Северо-Западного округа от 3 сентября 2024 г. № Ф07-11261/24

Привлекая страхователя к ответственности, СФР исходил из того, что 25.07.2023 в адрес страхователя был направлен запрос о подтверждении данных, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, однако ответ на этот запрос в установленный законом срок (до 28.07.2023) не был представлен.

Суды отменили штраф, так как с 01.07.2023 при взаимодействии между сервисами оператора и системой социального документооборота (СЭДО) Фонда наблюдалась нестабильная работа. Оператор страхователя сообщил, что 25.07.2023 в адрес организации входящий запрос не поступал. При таких обстоятельствах суды сделали вывод об отсутствии в действиях страхователя вины в совершении нарушения.

 Постановление Девятого ААС от 15 августа 2024 г. № 09АП-34425/24

В данном случае страхователь также указал на проблемы при обмене с СЭДО, которые начали массово проявляться с 01.07.2023. Страхователям была дана рекомендация отправлять отчеты после 20:00, так как в это время нагрузка на сервер была ниже. Указанный период времени приходится на нерабочее время сотрудников страхователя, поэтому обмен информацией осуществлялся в рабочее время. Суд пришел к выводу об отсутствии вины страхователя и оснований для привлечения к ответственности.

Постановление Двадцать первого ААС от 12 августа 2024 г. № 21АП-7097/24

Фонд направил запрос 11.11.2022, однако данные были загружены в систему страхователя только 18.11.2022, в связи с чем запрос был доступен страхователю к прочтению только 18.11.2022. Фонд это не оспаривал. Доводы Фонда о том, что технический сбой в программном обеспечении произошел на стороне спецоператора, услугами которого пользуется страхователь, поэтому риски, связанные с работоспособностью применяемого им программного обеспечения, несет страхователь, суд отклонил. Возникновение у страхователя обязанности по размещению сведений связано не с датой направления запроса Фондом, а с датой его получения страхователем, поскольку только после получения соответствующего запроса у страхователя появляется объективная возможность для исполнения требований закона. Вины страхователя нет, штраф отменили.

 Постановление АС Московского округа от 20 августа 2024 г. № Ф05-16659/24

Суд также пришел к выводу о неправомерности принятого Фондом решения о привлечении страхователя к ответственности ввиду отсутствия его вины. Направленные 04.10.2023 страхователем в ответ на запрос сведения не были получены ОСФР по причине технического сбоя, что подтверждается ответом страхователя на запрос недостающих сведений (документ подписан электронной подписью и отправлен через оператора 04.10.2023 в 02:11), а также скриншотом ошибки в системе оператора. 06.10.2023 страхователю поступил повторный запрос ОСФР, в ответ на который 09.10.2023 (07.10.2023 и 08.10.2023 выходные дни) страхователем повторно направлены сведения в ОСФР и были им приняты. В материалы дела было представлено письмо оператора, из которого следует, что с 18.09.2023 по дату составления письма наблюдались проблемы в работе сервиса СЭДО, из-за чего происходили задержки в обработке и отображении документов.

 Постановление Пятого ААС от 3 сентября 2024 г. № 05АП-4712/24

Привлекая страхователя к ответственности, СФР исходил из того, что сведения для назначения и выплаты больничного трем работникам при сроке представления не позднее 16.06.2023, 27.06.2023 и 27.04.2023 фактически были представлены только 29.06.2023, 29.06.2023 и 13.06.2023 соответственно. Работодателю назначили штраф в размере 15 000 руб. (по 5 000 рублей по каждому решению о привлечении к ответственности).

Страхователь попросил снизить размер штрафных санкций, ссылаясь на то, что СЭДО работает в учреждении с перебоями, часто зависает, сотрудник бухгалтерии, в чьи должностные обязанности входит ответ на запросы ОСФР, находился на больничном, в организации было большое количество листков нетрудоспособности. Суд удовлетворил просьбу работодателя и снизил штраф до 5 000 рублей за все три выявленных нарушения.

Источник ГАРАНТ РУ

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *