Чем обусловлен столь значительный рост?
Павел Растопшин: Массовым запуском проектов техперевооружения и модернизации производств при кратном росте стоимости оборудования. Рекордное увеличение мощностей, которое зафиксировал Банк России, требует полномасштабной автоматизации — и управления технологическими процессами, и производством в целом: ручное управление в сегодняшних условиях снижает эффективность и тормозит развитие бизнеса.
Каков сегодня уровень автоматизации российских предприятий?
Павел Растопшин: По нашим наблюдениям, в добывающей и обрабатывающей отраслях степень проникновения АСУ ТП более 90 процентов на крупных и около 70 — на средних предприятиях.
Но когда охват достигнет 100 процентов, рост рынка остановится?
Павел Растопшин: Нет, ведь в 2027-2030 годах увеличится количество эксплуатируемых средств промышленной автоматизации, требующих замены. К росту инвестиций в эту сферу приведут и необходимость повышения эффективности производства в высококонкурентных отраслях, и повышение доступности новых технологий (например, IIoT).
Еще один драйвер рынка — необходимость выполнения регуляторных требований, увеличивающая число внеплановых проектов модернизации АСУ ТП.
Это связано с тем, что АСУ ТП отнесены к критической информационной инфраструктуре (КИИ)?
Павел Растопшин: Да, на них распространяются требования регуляторов, ограничивающие использование импортного ПО к 2030 году. Отчасти поэтому основной спрос сегодня приходится на компании с госучастием — главным образом его формируют предприятия ТЭК и энергетики, которые активно занимаются импортозамещением АСУ ТП, в том числе ведут собственные разработки. Частные корпорации пока занимают выжидательную позицию, связанную и с техническим превосходством западных систем над российскими аналогами, и с недостаточно жесткой политикой регуляторов, и, конечно, высокими затратами на импортозамещение с учетом отложенных эффектов от таких проектов.
Казалось бы, после ухода западных вендоров у бизнеса особого выбора нет…
Павел Растопшин: Это не совсем так. Например, на рынке оборудования верхнего уровня (HMI, SCADA) высока доля параллельного импорта, судя по данным тендерных площадок и таможенной статистики. Кроме того, бизнес стремится максимально продлить работоспособность имеющихся систем (срок эксплуатации импортных АСУ ТП составляет в среднем 10-15 лет, но порой доходит и до 30). Хотя сегодня это весьма проблематично: с уходом вендоров прекратились поставки запчастей и компонентов, значительная часть их поступает по параллельному импорту, что означает длительные сроки и высокую стоимость. К тому же построенные на базе проприетарных (защищенных авторскими правами. — Прим. ред.) продуктов импортные системы закрыты для дальнейших доработок, и их практически невозможно совмещать с решениями других вендоров. При этом, даже если ранее установленные системы продолжают функционировать, нет гарантии, что не произойдет отключения ПО, которое поставит под удар все производство.
Ручное управление снижает эффективность и тормозит развитие бизнеса
Несмотря на эти риски, мы наблюдаем большой процент компаний, которые не имеют плана импортозамещения.
С чем это связано?
Павел Растопшин: Ключевые проблемы, с которыми сталкиваются потребители при внедрении отечественных решений, — это недостаточные зрелость и комплексность российских продуктов по сравнению с западными аналогами, а также неразвитость сервиса. Пример: до сих пор отсутствует полноценный аналог систем класса РСУ (распределенная система управления. — Прим. ред.) для управления непрерывными процессами на опасных производствах (нефтехимия, нефтепереработка).
Для более глубокого изучения этих проблем и возможностей их преодоления наша команда при поддержке и участии Минпромторга РФ и в партнерстве с производителем ИТ-решений «Аквариус» и рядом других российских софтверных компаний проводит масштабное исследование рынка АСУ ТП. В проекте будут учтены результаты открытых опросов, анализ госзакупок, референс-листов и таможенной статистики, а также глубинных интервью о ситуации в крупнейших промышленных холдингах.
Какие причины отставания можно определить сейчас?
Павел Растопшин: Сегодня у отечественных производителей оборудования практически стопроцентная зависимость от китайских компонентов, что вкупе с ухудшающимися расчетами между Китаем и РФ увеличивает риски.
Также одним из барьеров является информационная безопасность. Импортозамещение АСУ ТП влечет за собой необходимость замены операционной системы Windows на Linux, а также перехода на отечественные средства защиты информации, и все эти продукты необходимо тестировать в связке с разрабатываемыми решениями АСУ ТП.
Все это затратные и технологически сложные мероприятия, поэтому бизнес не торопится внедрять российские решения, если он не обязан это делать. Кстати, выбор объектов для присвоения значимой категории (для которой неизбежен переход на отечественное оборудование и ПО) до сих пор является прерогативой самих компаний, а не регулятора, что приводит к занижению ими значимости и замедлению перехода на российские АСУ ТП.
Что следовало бы предпринять, чтобы его ускорить?
Павел Растопшин: Сегодня в стране отсутствуют адресные меры господдержки частных производителей систем АСУ ТП, в отличие, например, от ИТ-компаний. По моему мнению, нужен государственный заказ на такие системы либо консолидированный заказ от бизнеса на проектирование, разработку и внедрение АСУ ТП. Для наращивания экспертности в данном направлении хорошей практикой стало бы выделение промышленных объектов в качестве тестовых площадок для отработки отечественных технологий и программно-аппаратных комплексов.
Ускорить развитие внутреннего рынка систем автоматизации помогают отраслевые интеграторы, которые глубоко погружены в специфику и понимают потребности промышленных предприятий. Для составления грамотного ТЗ и постановки задач разработчику необходимо регулярно контактировать с работниками предприятия-заказчика, наблюдать и анализировать технологические процессы, разбираться в решениях от разных вендоров, уметь их совмещать и обучать пользователей эксплуатировать новые системы. Подобную работу невозможно осуществлять каждому отдельному разработчику, а при альянсном подходе нескольких ИТ-компаний и поддержке соответствующих министерств все реально.