Интересный аналитический обзор появился в свежем выпуске журнала «Социальные и гуманитарные науки». Его провела Дарья Петрухина из Института научной информации по общественным наукам РАН. Она проанализировала историю и современную жизнь неприкасаемых.
Темой исследования российского ученого стала социальная структура индуистских обществ стран Южной Азии. Автор работы отмечает, что она с древних времен основана на кастовой системе, тесно связанной с религиозными воззрениями индуистов.
«Однако даже те народы, которые по мере исторического развития приняли другие религии, продолжают следовать кастовым обычаям, — следует из публикации. — В этой ситуации представители самых низких каст — неприкасаемые — подвергаются социальной изоляции и систематической дискриминации».
По словам автора, в индуизме практически нет никаких механизмов перехода в более высокие касты. Поэтому неприкасаемые лишены возможности поднять свой социальный статус, что отрицательно влияет на их идентичность.
«Современные теоретические и практические исследования показывают, что, несмотря на тот факт, что неприкасаемые до сих пор считаются малоценными членами социума, современные технологии и международные связи дают им возможность бороться за свои права и свою идентичность», — отмечает вместе с тем историк.
Деление на касты происходило постепенно в течение периода Ригвед (1500-1000 годы до н.э.). Вначале появились касты брахманов, кшатриев и вайшьев, к концу периода к ним прибавилась каста шудр. Из последней затем и выделились «прикасаемые» и «неприкасаемые».
В I тысячелетии до нашей эры касты уже полностью соответствовали социальному расслоению. Так, выделился религиозный класс — брахманы. Кроме того, появились управленческий класс — кшатрии, экономический класс — вайшьи и обслуживающий класс — шудра.
«Примечательно, что касты как социокультурный феномен сохранились даже у тех народов, которые в течение своей этнической истории перешли в другие религии (телугу в Индии, бенгальцы в Бангладеш и др.)», — следует из исследования.
В доколониальные времена в брахманской литературе встречалось большое количество унизительных для неприкасаемых наименований: «нечестивые», «грязные», «незаметные», «низко-рожденные», «неприближаемые» и т.п. Часто их называли просто по географическому месту расселения или основному занятию.
«Эти идентичности были сконструированы высшими кастами и не имели никакого отношения к самосознанию неприкасаемых, — считает автор работы. — Поскольку основным смыслом жизни неприкасаемых считалось служение другим, представители этих каст жили как бы двойной жизнью ‒ для других и для себя».
Впоследствии кастовая система распространились по миру вместе с мигрантами из индуистских стран. В наши дни касты так и остались источником унижения для неприкасаемых, но с другой стороны они способствовали и созданию прочного сообщества единомышленников для борьбы за свои права.
«Современные исследования показывают, насколько прочно кастовая система интегрирована в индуистский социум и сознание практически каждого его члена, — пишет Дарья Петрухина.
Несмотря на уровень развития современного мира, на стратегии поведения людей по-прежнему влияет иерархия, сложившаяся более 3000 лет назад».
По ее словам, сегодня неприкасаемые имеют возможность покинуть узкий социальный круг и добиться успеха, однако для них это означает покинуть родину и отказаться от своих корней. До тех пор, пока не произойдут коренные изменения в сознании людей, неприкасаемые будут жить в противоречии между собственной идентичностью и отказом от нее.