Дом по проспекту Кузнецкому, 133Б был признан аварийным и подлежащим сносу в 2021 году — постановлением городской администрации №1000. Согласно этому документу, снос назначили на конец 2031 года. Однако кирпичная многоэтажка, не знавшая капремонта с 1970 года, указанного в документах как год постройки, рискует попросту до сноса не дожить.
Как указал в иске прокурор, защитивший в суде жильцов 45 квартир и неопределенный круг лиц, состояние конструктивных элементов дома неудовлетворительное, налицо многочисленные повреждения и деформации. То есть эксплуатировать жилое здание дальше невозможно. Говоря казенным языком, это «может привести к обрушению инженерных конструкций, повлечь тяжкие последствия в виде причинения телесных повреждений и гибели граждан». А если есть прямая угроза жизни и здоровью людей, откладывать расселение дома недопустимо.
Выслушав участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд признал постановление мэрии от 2021 года незаконным. На администрацию областного центра возложена обязанность установить разумный срок отселения физических лиц из дома на Кузнецком. И это не может быть позже 31 декабря 2025 года.
В Кемерове, по данным интернет-ресурса дом.минжкх, насчитывается 234 аварийных дома, построенных с 1930-го по 2009 год (восемь процентов всех домов в городе). А по Кузбассу официально подлежат сносу 1 043 аварийных дома (около семи процентов жилфонда) в 28 городах и 24 населенных пунктах.
К слову, СФО, по данным Фонда развития территорий, где за последние пять лет расселили 1,98 миллиона аварийных квадратных метров, в первой тройке по этому показателю в России. И в Кемеровской области новое жилье для переселенцев из аварийного фонда сдается каждый год.
В 2024-м в регионе, как и по всей стране, в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» завершается расселение домов, признанных непригодными для жизни до 2017 года. А удел граждан, буквально выживающих в аварийных домах, которые не попали в программу, добиваться расселения в суде из-за большого риска для жизни и здоровья. Или ждать и надеяться на лучшее.
Между тем
Деревянный дом по улице Байдукова, 7 в городе Осинники признали аварийным в конце 2018-го, только после обращения жильцов в ОНФ. Барак, который обещают расселить до конца 2025 года, держится на подпорках, которые после проливных дождей, обильного таяния снега или урагана неоднократно устанавливали коммунальщики. И вот недавно ветхая крыша прохудилась в очередной раз. «Теперь у нас течь на кухне. Позвонил в ЖЭК, и меня уведомили, что наш дом больше на балансе не стоит. После этого мы написали заявление на имя главы города. Попросили разъяснить: в какой стадии находится решение вопроса по строительству домов для переселенцев из аварийного жилья и когда именно эти дома планируется сдать в эксплуатацию», — сообщил старожил барака на Байдукова Евгений Ковалев. Мы обязательно расскажем, что ответит мэрия. Но в любом случае есть еще прокуратура и Следственный комитет.