В рамках совместной работы с депутатами Госдумы глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин озвучил уточненные планы правительства и ведомства по модернизации жилищно-коммунальной сферы. Как сообщил министр, на эти цели планируется направить 4,5 трлн рублей из разных источников. Также предстоит «подкорректировать» несколько направлений в сегменте ЖКХ, что будет способствовать более эффективному использованию выделенных финансов.
«Мы видим ряд моментов, требующих совершенствования, — сказал Ирек Файзуллин на заседании Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, уточнив, что имеются в виду как законодательные изменения, так и использование внутреннего потенциала отрасли. — В частности, необходимо повысить контроль за инвестсоглашениями, также предусмотрено уточнение параметров лицензирования управляющих компаний. Будет усилена и роль жилищных инспекторов».
Отдельно министр остановился на комплексе вопросов, связанных с капремонтом многоквартирных домов. По его мнению, требуется пересмотреть подходы к капремонту разных типов домов: «Не может дом с лифтом платить за капремонт столько же, сколько дом без лифта. Это уже разные подходы, и те регионы, которые пришли к таким решениям, находятся в более выигрышном положении».
В целом, вопросы обновления лифтового парка находятся на особом контроле. Как сообщил Ирек Файзуллин, «если говорить о лифтовой программе, по которой мы вместе с комитетами ГД, СФ и Минпромторгом несколько дней назад провели рабочее совещание, то в этой части сформирована «дорожная карта», которая внесена в правительство на подпись курирующих вице-премьеров».
Он также заявил, что в 2023 году в стране поменяли почти 17 тыс. лифтов по программам регоператоров и еще тысячу по спецсчетам. В целом же, по оценке министерства, к 2026 году нужно заменить 78 тыс. лифтов.
Эксперты позитивно оценивают скорректированные планы по модернизации ЖКХ. Что касается планов, связанных конкретно с развитием лифтового хозяйства, то предполагается, что реализация «дорожной карты» позволит перейти на прямые закупки у производителей, установит систему контроля — от производства лифтов до их замены в определенный срок. В этих целях в рамках реализации «дорожной карты» необходимо будет навести порядок в лифтостроении и обеспечить условия для того, чтобы ведущие отечественные заводы имели технологические возможности по выпуску современных и качественных лифтов, оборудованных всеми необходимыми системами для безопасности и контроля движения.
Решить задачу по замене до 2026 года того количества устаревшего оборудования, которое обозначил министр, будет непросто. В 2023 году число замен подъемных устройств в домах выросло, в I квартале 2024-го динамика также положительная, но до заявленной даты времени остается немного, поэтому гарантированно решить эту проблему точно в срок можно было бы только при условии выделения дополнительной бюджетной поддержки и продления срока службы части старых лифтов. «При хорошем и качественном обслуживании старые лифты могут безопасно работать», — уверен вице-президент Национального лифтового союза (НЛС) Алексей Захаров.
Представители отрасли также обращают внимание на недочеты действующей системы финансирования капремонта. «Взносов собственников жилья на капремонт в некоторых субъектах недостаточно для того, чтобы заменить лифты. Во-первых, потому что сам размер взноса небольшой, невысокий. Во-вторых, помимо лифтового оборудования в доме есть еще и другие инженерные сети, крыша, фасады», — отметил исполнительный директор НЛС Пётр Харламов. Напрашивается вывод, что властям ряда регионов пора решиться на непопулярные меры и пойти на увеличение размера ежемесячного взноса граждан на цели капремонта. Одновременно могут быть задействованы и другие механизмы. «Не исключено и частное партнерство в деле замены лифтового оборудования», — заключил Пётр Харламов
Александр ВЫСОКИНСКИЙ, заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
«Мероприятия по замене лифтового оборудования в жилых домах не должны носить чрезвычайный характер. Однако вопрос их финансирования пока остается нерешенным»
Источник Строительная газета