«Объекты обращения с ТКО, например, объекты размещения отходов, являются такими же объектами коммунальной инфраструктуры, как и объекты теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, и входят в соответствующие программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры на территории поселений, муниципальных и городских округов. При этом, как правило, объекты размещения отходов являются объектами регионального значения. Поэтому в отношении них может быть применен такой же механизм изъятия участков в соответствии с Земельным кодексом, как и для других объектов коммунального хозяйства. РЭО поддерживает законодательные изменения, которые позволят более эффективно развивать отрасль обращения с отходами и достичь целей национального проекта «Экология», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев на заседании Межведомственной рабочей группы по решению вопросов в сфере обращения с отходами.
Как отметили в РЭО, при создании объектов размещения ТКО часто возникает ситуация, когда нет мест для их расположения, поэтому предлагается использовать существующий механизм по изъятию земельного участка. В таком случае владельцу компенсируется его стоимость. Этот механизм уже отработанный, и, например, активно применялся для строительства дорог при подготовке к Олимпиаде в Сочи, добавили в РЭО.
Как рассказала «РГ» исполнительный директор ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс» Валерия Гулимова, такие изменения в законе позволят ускорить реализацию проектов по созданию современных объектов обработки и размещения отходов.
«Несмотря на большую территорию страны, свободных и подходящих с точки зрения своих характеристик земель для создания объектов найти очень сложно. И густонаселенные, и курортные, и удаленные территории сталкиваются с одной и той же проблемой. И либо будет запущен понятный механизм, распространив действующую модель на не менее значимые, чем перечисленные ранее объекты коммунальной инфраструктуры, либо будут страдать земли лесного фонда или охраняемые природные территории», — отмечает Гулимова.
По ее словам, на сегодня это лучший выход из ситуации, когда и регионы, и инвесторы, и сами граждане являются заложниками уходящих «за горизонт» сроков подготовительных процедур по строительству объектов ТКО.
Доцент кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» РХТУ им. Д.И. Менделеева Яна Молчанова согласна, что инфраструктура под ТКО в регионах нужна, и это такие же объекты коммунальной инфраструктуры, как и объекты теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
«Проблема в том, что они пахнут сильнее и выделяют вредные вещества. Будут, видимо, и сточные воды. Но есть правила даже в отношении площадок под временное складирование ТКО. Например, по покрытию, удалению от жилья. Важно, чтобы выбор местоположения таких объектов все-таки был обоснован, выполнен с участием различных заинтересованных сторон. При этом были проработаны альтернативные варианты (в том числе и отказ от строительства такого объекта). Наверное, это может как раз происходить в рамках рассмотрения программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры на территории поселений, муниципальных и городских округов», — отмечает Молчанова.
С другой стороны, близко расположенные объекты ТКО сокращают траты на логистику, а это с экологической точки зрения — экономия ресурсов и снижение воздействия на окружающую среду, отмечает эксперт.
«К тому же, возможно, что там, где нельзя из экологических соображений построить большой объект, мелкие будут приемлемы. Наличие межведомственной рабочей группы внушает хоть какой-то оптимизм. Конкретным жителям, что окажутся рядом с этим объектом, вряд ли можно позавидовать», — добавила она.
Ее коллега, доцент кафедры Сильвия Гоманова считает, что сначала надо решать вопросы с образованием отходов, экологической грамотностью населения и ответственным потреблением.
«Иначе можно все больше потреблять и все больше изымать земель под мусорные полигоны. С точки зрения логистики, возможно, это частично упростит затраты, но принципиально не решит вопросы. Кроме того, жилье рядом с подобными объектами будет обесцениваться, так как к теме ТКО у населения нет доверия», — говорит она.
Отметим, что, согласно законодательству, решение об изъятии земельных участков принимают федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Сама практика изъятия земли для строительства федеральных объектов для россиян является достаточно болезненной, потому что она осуществляется принудительно, без согласия владельца. В судах почти каждого региона России были обращения владельцев участков, которые пытались вернуть собственность или добиться компенсации.