Помощник президента России Николай Патрушев посетил Онежский судостроительно-судоремонтный завод в Петрозаводске, где идет модернизация и готовится к вводу в строй первая очередь новейшей цифровой верфи.
Еще 10 лет назад завод был в тяжелейшем кризисе. Производство стояло, по пустым цехам бегали стаи бездомных собак. Сейчас же завод под завязку забит заказами, а суда, спущенные здесь со стапелей, плавают даже в Тихом океане.
Как страна чуть не потеряла драгоценное производство, почему каждое такое банкротство —удар по людям, и как гордость Петрозаводска удалось отстоять и спасти, рассказывает aif.ru.
Гибель по одному сценарию
В советские годы на Онежском озере располагались два крупных судостроительных завода «Онежский» и «Авангард». Оба строили не только речные, но и морские суда. И конечно, оба давали Петрозаводску рабочие места, были градообразующими предприятиями. Но к 2012 году обоих заводов не стало.
Крах происходил по схожим сценариям. Сначала отсутствие заказов, затем долги, сокращения, распродажа имущества, и, наконец, банкротство. «Авангард» закрылся еще в 2008 году. В 2012 настала очередь Онежского судостроительного.
«Нас собрали всех и объявили — завтра завод закрывается, — вспоминает в разговоре с aif.ru черный день сборщик корпусов металлических судов Иван Мельников, проработавший на Онежском судостроительном в общей сложности 20 лет. — В один миг 500 человек потеряли работу».
Осталось всего несколько человек для технических работ — сливать воду в системе отопления, складировать имущество. И все это почти на добровольных началах, ведь завод задолжал собственным рабочим 10 млрд рублей зарплаты. Завод закрылся в декабре, а последняя зарплата людям, которым нужно было кормить свои семьи, пришла еще в августе — такая простая и такая знакомая многим людям история в те времена.
В Петрозаводске в тот момент новой работы было не найти, вспоминает Иван. Квалифицированным судостроителям пришлось в поисках работы разъезжаться по стране. Сам Иван уехал в Петербург, где сумел устроиться по специальности. Но стоимость жизни в северной столице была ощутимо выше, чем Петрозаводске, а зарплаты были небольшими. Поэтому семью пришлось оставить в Карелии. «Ездил к ним каждые выходные», — говорит он.
Такая история, к сожалению, для российской жизни в те годы была совершенно обычной. Сколько заводов закрылось в стране в бурные 90-е и начале нулевых, сколько людей потеряло работу — не счесть.
Спасение завода
Перелом наступил в 2014 году после первых санкций Запада за возвращение Крыма. Стало ясно, что надо развивать свое производство.
С возрождением в Карелии Онежского судостроительного из руин помог помощник президента России Николай Патрушев, который тогда был секретарем Совета безопасности РФ. Он работал некоторое время в Карелии в 90-е, знал и любил регион.
Первым делом вновь открывшийся завод обеспечили заказами — пока еще на старом, оставшемся еще с советских времен оборудовании. А затем появились планы модернизации завода — постройки новейшей цифровой верфи, чтобы автоматизировать и расширить производство.
«Я уже три года в тот момент работал в Петербурге, когда позвонили со старого завода и позвали вернуться», — вспоминает Иван Мельников. Собирали старый коллектив буквально по крупицам. Те первые, кто вернулся на вновь открытый завод, даже не верили, что завод правда вновь открывается. «Тут в тот момент вообще ничего не было. У всех на устах был вопрос: «В какую авантюру мы вписываемся?» — говорит Иван. Предложение он принял, потому что хотел жить рядом с семьей.
Но людей не обманули. Завод действительно заработал. «В настоящее время только по заказу Росморпорта на заводе ведётся строительство 7 судов. Среди них 2 мелкосидящих ледокола проекта 22740М: головное судно проекта заложено в мае 2023 года, второе — в ноябре 2023 года при участии председателя правительства РФ Михаила Мишустина», — рассказал aif.ru глава Росморречфлота Андрей Тарасенко.
А еще здесь строят краболовы для компаний «Русский краб», которые будут плавать в Тихом океане. Головное судно было торжественно спущено на воду в январе 2022 года, а сейчас на верфи строится уже третий корабль этого класса. Завод забит заказами буквально под завязку до 2027 года. Поэтому и его расширение, строительство цифровой верфи — это отнюдь не прихоть.
Возрожденный судостроительный завод — это еще и благо для города, ведь в Петрозаводске это одно из трех градообразующих предприятий. И что особенно отрадно — запчасти тоже все больше становятся российскими.
«Жизнь восстанавливается», — говорит мне Иван. Со стапелей заводов вновь сходят нашисуда, которые бороздят океаны под российским флагом. Так было и так будет всегда.
<!—Расположение: —>