… В Российском государственном архиве литературы и искусства открылась уже пятая ежегодная выставка новых поступлений. Это своего рода отчеты за год работы по разборке документов, их атрибуции, составлению научных описаний. Для выставок отбирается самое ценное и неожиданное. Порой – для самих архивистов.
Как, например, вот эта набросанная неумелым карандашом женская головка в фас, в которой угадываются черты автора – на полях ее стихотворения “Так дурно жить, как я вчера жила…”: перед нами толстая тетрадь, в которую Белла Ахмадулина набело переписывала новые стихи. Тетрадь нашли среди других документов и рукописей в чемоданах, в свое время оставленных поэтессой в квартире переводчика Владимира Россельса, и передали в РГАЛИ с его архивом. Абсолютный раритет – рукописная тетрадь 30-х годов с никогда не публиковавшимися стихами Арсения Альвинга: только РГАЛИ хранит сегодня память о лагернике, ученике Иннокентия Анненского и учителе Генриха Сапгира и Льва Кропивницкого, архив которого и сохранил рукописи Альвинга.
…Поэт Саша Красный много кем и где был за 112 лет своей жизни – был телохранителем Ленина, жал руку Маяковскому, был начальником Булгакова в “Гудке” и соседом Галича. А вот фото, где он с бумажным носом в клоунском фраке, в буржуйской шляпе, в поповской рясе кривляется на сцене. В двадцатых Александр Брянцев (“Красный” – это псевдоним) писал пьесы для гремевшего в 20-х агитационного театра “Синяя блуза”, получившего название от одноименного сборника – и выступал на его передвижных сценах по всей советской России. “Только о любви” – так назывался последний сборник стихов Красного, выпущенный им в 111 лет.
Нотные черновики кинокомпозитора Михаила Зива (“Первый раз в первый класс”, песенки к “Крокодилу Гене”), рукописи Юрия Олеши и Николая Эрдмана (автор “Самоубийцы и “Мандата” каждую букву выписывал отдельно и художественно), машинописный “Каталог осеннего показа живописи и графики в лесопарке Измайлово”, составленный в сентябре 1974 года, той самой бульдозерной выставки (архив художника Владимира Немухина)… Ежегодный показ раритетов Российского государственного архива литературы и искусства, как всегда, насыщен эксклюзивами, а Центр комплектования РГАЛИ продолжает обработку новых поступлений, формируя планы новых показов.
… На первую встречу с Элеонорой Эдуардовной Тиссэ в норвежском Осло сотрудники РГАЛИ шли с опаской – все-таки человеку 80 лет, мало ли что. Но разговор с дочерью великого кинооператора завязался дружеский, были достигнуты необходимые договоренности, а в конце разговора дочь Тиссэ даже взялась снимать со стен дорогие ей фотографии, которые поначалу и не планировала передавать. А потом села за руль и приехала через несколько границ в Россию… Так в РГАЛИ, кроме легендарной ракетки, оказались рабочие записи и операторские план-схемы к фильмам великих режиссеров, сценарии, рисунки, фото со съемок, уникальные артефакты – например, занимающий в зале целый угол гигантский кофр для аппаратуры, весь в наклейках с названиями отелей, где побывал Тиссэ в путешествиях по миру, и другие раритеты.
Афиша
Выставка “РГАЛИ − новые поступления 2024” открыта по адресу Москва, ул. Выборгская, 3 корп.1. Выходные дни – суббота, воскресенье. Вход свободный по предварительной записи в секретариате РГАЛИ.