© milkos / Фотобанк 123RF.com |
В настоящее время правила осуществления учреждениями внутреннего контроля не стандартизированы – Законом № 402 – ФЗ, а также Стандартами «Концептуальные основы…» и «Учетная политика…» установлены лишь требования о его проведении. Порядок организации и осуществления внутреннего контроля учреждение должно разработать и утвердить самостоятельно – в качестве методологической помощи учреждениям Минфин в 2022 году выпустил Рекомендации по организации и обеспечению / осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Однако в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2024 – 2027 гг. уже со следующего года регламентировать указанные процедуры в организациях бюджетной сферы будет новый федеральный Стандарт «Внутренний контроль». (Проект приказа Минфина России ID 04/15/09-24/00150617(подготовлен 10 сентября 2024 г.))
Стандарт установит единые требования к организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, внутреннего контроля бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. На основании стандартизированных правил учреждения должны принять свое положение о внутреннем контроле – основополагающий документ, определяющий политику внутреннего контроля во взаимосвязи с учетной политикой. Сделать это предстоит до 31 декабря 2025 года с тем, чтобы с 1 января 2026 года начать работать по новым правилам. При этом в течение двух лет – до 1 января 2028 года учреждения освобождаются от ответственности за ошибки в осуществлении внутреннего контроля. Органы государственного / муниципального финансового контроля по результатам проверки дадут лишь рекомендации по улучшению системы внутреннего контроля.
Учреждениям предлагается три варианта организации внутреннего контроля на выбор:
- создать контрольно – ревизионный отдел или более крупное подразделение (служба внутреннего контроля);
- включить в штат работника (контролера), должностные обязанности которого будут заключаться в осуществлении внутреннего контроля;
- дополнительно наделить обязанностями контролера имеющихся сотрудников.
Вся информация, формируемая в процессе осуществления внутреннего контроля, будет аккумулироваться в специальных документах:
- Перечень рисков;
- Реестр контрольных процедур;
- Перечень операций, совершенных учреждением;
- Реестр рисков, которым подвержено учреждение;
- Реестр контрольных процедур – проведенных, проводимых и планируемых к проведению контрольных мероприятий;
- Сводный реестр;
- Отчетный реестр.
Предполагается, что внутренний контроль будет осуществляется с применением специальных информационных систем. Осуществление контрольных процедур без применения информационных технологий возможно только по согласованию с вышестоящим органом. Но даже в этом случае перечень рисков, реестр контрольных процедур и реестр операций должны вестись, хотя и в упрощенной форме.
Контролеров тоже нужно контролировать. Ответственность за внутренний надзор за работоспособностью внутреннего контроля Стандарт возлагает на руководителя учреждения, службу внутреннего контроля / контролера и главного бухгалтера.
Если полномочия по ведению бухгалтерского учета переданы централизованной бухгалтерии, руководитель, контролер и лица, формирующие первичные учетные документы, будут контролировать своевременное и корректное отражение фактов хозяйственной жизни. С этой целью ЦБ получит доступ к информационной системе внутреннего контроля учреждения и полномочия, соответственно, главного бухгалтера и подотчетного ему работника по осуществлению внутреннего контроля.