Трасса от Краснодара до Крымского моста в утренние часы свободна, поэтому расстояние в 250 километров мы преодолели на редакционном автомобиле (с предусмотренными техническими остановками) за четыре часа. За окном мелькают алые россыпи маков, «набирающие спелость» сельскохозяйственные поля. Вот показались богатые рыбой приазовские лиманы, крыши станицы Тамань, и мы уже на подъезде к Крымскому мосту. На объекте действуют повышенные меры безопасности. Проверка организована аналогично той, которая проводится в аэропортах — транспортное средство и багаж проверяют на сто процентов.
Пока без очередей. Это притом, что ночью на мосту дважды перекрывали движение из-за воздушной тревоги. Позже в Министерстве обороны сообщили: буквально несколько суток ранее — 29 мая ночью — была зафиксирована самая массированная атака десятью ATACMS на Крымский мост с подлетным временем менее двух минут. Все ракеты были сбиты.
…Женщина-контролер в сигнальной жилетке распределяет потоки автомобилистов: тех, у кого багажник загружен под завязку, направляет по желтой стрелке к рамке радиометрического комплекса (здесь машину или пассажирский автобус сканируют до мельчайших деталей), те, кто путешествует налегке, едут по зеленой стрелке — на ручной досмотр. Бывает, что автомобилиста «выдергивают» из общего потока к стационарному посту ДПС.
Открытие постов со стороны двух регионов — Краснодарского края и Республики Крым — состоялось в феврале 2020 года. Их главная задача — обеспечение безопасности на участке и оказание содействия водителям. Оборудовали их по последнему слову техники. Помимо аппаратно-программных комплексов для автоматического распознавания регистрационных номеров, в том числе и иностранных, полицейские используют чувствительный газоанализатор «Кербер-Т». Компактный переносной прибор безошибочно определяет широкий спектр взрывчатых, наркотических веществ и их компонентов даже через несколько суток после последнего контакта с ними. Дело в том, что после стирки одежда все равно сохраняет микрочастицы, способные выдать своего хозяина на предмет — курил ли он марихуану, имел ли дело с нитроглицерином.
— Прибор прекрасно справляется со своей задачей: в моих сменах срабатывал иногда положительно. Выяснялось, что водители — любители-охотники, — рассказывает инспектор ДПС и старший наряда стационарного поста «Тамань» Евгений Погребняк. — Второй наш помощник — «Пилот-М». С ним, кстати, можно получить более детальную картину — достаточно провести салфеткой по поверхности сумки или чемодана, поместить ее в специальное устройство для нагрева, и прибор улавливает возможные взрывчатые частицы в парах.
Немаловажную роль играет профессиональная бдительность. Евгений Геннадьевич вспоминает, как на исходе июля 2021 года на посту остановили молодую пару с волгоградскими номерами. Из салона явственно донесся характерный травянистый запах. Супруги направлялись в Феодосию на отдых, взяли с собой сумку-холодильник с провизией. В ней-то полицейские и обнаружили кулек… с печеньем из конопли (испеченным по уникальной домашней рецептуре), для надежности его замаскировали пакетом с шашлыком. Молодого человека задержали, возбудили уголовное дело.
— Сейчас из-за тщательного досмотра такие правонарушители стараются по мосту не ездить, — подытоживает Евгений Погребняк. — Однако люди по-прежнему добираются в Крым издалека — кто из Москвы, кто из Санкт-Петербурга, северных регионов. Причем круглый год. Но в курортный сезон пассажиропоток увеличивается — если зимой в одну сторону мы фиксируем до 2200 транспорта в сутки, то летом — до 3,8 тысяч. Только за последние сутки прошло 3205 автомобилей и автобусов. Конечно, это скромные цифры по сравнению с тем как было до ЧП: на Крымском мосту тогда ежедневно фиксировали около 25 тысяч единиц транспорта.
Тем не менее, к обеду замечаем: колонны машин прирастают «хвостами», особенно к радиометрическому комплексу — туда очередь двигается медленнее.
— Уже почти час стою, но ничего, — рассказывает Олег Николаевич из города Заполярный Мурманской области. — Еду с младшей дочкой, она у меня окончила первый класс, в дорогу взял надувной матрас, подушки, одеяла (дома термометр показывал лишь +4 градуса) и много всего по мелочи — получился целый дом на колесах. Ручной досмотр не осилю. В селе под Феодосией нас ждет бабушка, пробудем там все лето.
За ними дожидаются друзья-пенсионеры из Москвы, Николай и Игорь. Не так давно они приобрели жилье в Коктебеле, и теперь периодически выбираются на юг в течение года, чтобы отдохнуть и насладиться яркими пейзажами.
— Коктебель — уютный городок со своей атмосферой доброжелательности и простоты, лично меня все в нем устраивает — архитектура, магазины, доступные цены и море — осенью прошлого года купался, вода была как раз +20 градусов, — признается Игорь, его облик путешественника довершают тельняшка, накинутая на плечи болотного цвета куртка и солнцезащитные очки. — В первый раз едем на машине в Крым, ранее — на поезде, и скажу так: в вагоне более комфортно.
— Почему? — интересуюсь я.
— Дорога не очень удобная — неразбериха с указательными знаками, связь временами пропадает.
В потоке знакомимся с супругами из белорусского города Полоцка — Сергеем и Ольгой. Свои 2600 километров они преодолели за сутки.
— С удовольствием путешествуем на колесах, посмотрели так много городов в России. Сейчас направляемся в Севастополь, в гости и просто отдохнуть, — добавляет Сергей.
Что ж, мы тоже садимся в машину, чтобы отправиться в портовый город Керчь. На специальной площадке парень-контролер просит опустить все стекла, спрашивает, есть ли в салоне оружие, патроны, запрещенные препараты. Все сумки с объективами и ноутбуками мы «прогоняем» через ленту сканера, каждому пассажиру на руки выдают сиреневую карточку с надписью «Досмотрено» (ее возвращаешь при выезде с площадки). Автомобиль в это время подвергают дотошной проверке: пространство под капотом, багажник, сиденья, бардачки. Сотрудник встряхивает канистру с топливом, откручивают крышку бензобака. В общей сложности прохождение очереди заняло у нас 40 минут, после этого просто вылетаем на мост. Дорожные полосы пустынны, зато внизу раскинулась ослепительная синь моря.
…В Крыму в высоком курортном сезоне заявлено к работе 340 пляжей. Наибольшее их количество будет работать в Алуште, в Ялте, Евпатории и Феодосии. Керчь лишена массовых мест для купания, дешевле в смысле отдыха, скромнее по курортным изыскам и аттракционам, но как же ошибаются те, кто считает этот «провинциальный городок» исключительно транзитным. Достаточно упомянуть, что город входит в популярный маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства» и насчитывает почти 2,5 тысяч лет. Тогда это была столица древнего государства — Пантикапей.
Мы не стали заглядывать в Царский курган с его внушительным 36-метровым коридором, зато взглянули на растянувшийся над Керченским проливом мост. Обыкновенно жители и гости фотографируют его виды с площади на горе Митридат в центре города, но куда интереснее он открывается с холма хорошо сохранившейся крепости «Керчь».
Тем временем
По данным ФКУ Упрдор «Тамань» с момента открытия движения по автодорожной части моста в Крым и на Кубань проехало более 26,4 млн транспортных средств. Востребованность южных маршрутов в Республику Крым и в Краснодарский край примерно одинаковая. Сейчас штатное функционирование мостового перехода обеспечивают более 200 сотрудников и 35 единиц дорожной техники. Для проезда по Крымскому мосту допускаются лишь легковые транспортные средства и рейсовые автобусы. Следует учесть, что транспортные средства с электрическим двигателем либо с гибридной установкой в обязательном порядке направляются на инспекционно-досмотровый комплекс.