Электронная библиотека исторических документов оцифровала и опубликовала в открытом доступе доклад посла Германии в РСФСР Ульриха фон Брокдорф-Ранцау. 6 декабря 1922 года он адресовал его министерству иностранных дел Германии.
К тому моменту Брокдорф-Ранцау пробыл на должности посла в России всего один месяц. Тем не менее, уже по первому опыту общения с советскими руководителями он констатировал: “Авторитетные круги Германии должны существенным образом пересмотреть прежнюю точку зрения относительно возможностей, которые представляются здесь для Германии как в экономическом, так и в политическом отношении”.
Он выражал надежду на то, что уже в недалеком будущем будет решен вопрос об урегулировании отношений Германии с Россией. В целом посол выступал за дружбу с нашей страной, и поэтому предлагал министерству иностранных дел Германии срочно “определить линию, которую мы хотим проводить, даже рискуя встретить сильное как внутриполитическое, так и внешнеполитическое сопротивление”.
“Коммунистическая партия целеустремленно осуществляет консолидацию своих рядов, – отмечал Брокдорф-Ранцау. – До октября в стране состоялась проверка партийных ячеек, партийной печати, а также пропагандистских органов на фабриках и в деревнях, чтобы очистить партию от ненадежных элементов.
Эта чистка проводилась с беспощадной энергией, и одновременно вступление в партию стало еще более трудным, чем прежде. Подвергаются резкой и открытой критике недостатки партийной организации и административного аппарата”.
С его слов, к тому времени были подготовлены статистические данные о служащих старого режима, которые еще работали в советских органах. Чтобы их заместить, была налажена ускоренная программа обучения “в коммунистическом духе” административных служащих и технического персонала.
Посол приводил такой пример: только на рабфаках Московского университета было подготовлено 1500 человек. А самый продолжительный срок обучения занимал всего один год. Таким образом, шел непрерывный процесс освобождения от старых служащих, констатировал посол.
“Выбор разумных людей, проявляющих понимание русского народа и его психологии, является необходимой предпосылкой для выполнения миссии, которая ждет нас здесь, если мы за нее возьмемся, – считал Брокдорф-Ранцау.
Фраза: “В Россию никто не опоздает” – является глупостью, как все громкие выражения. Если мы, наконец, не решимся интенсивно участвовать в восстановлении России, мы упустим случай, который не повторится вновь”.
Многие в Германии к этой идее относились негативно. Но таковым Брокдорф-Ранцау советовал подумать о том, что восстановление означает в первую очередь не укрепление Советской власти, а помощь русскому народу и тем самым служит политико-экономическому сотрудничеству Германии и России.
“Начнем же торговать! Давайте торговать, пока еще не слишком поздно, может быть, это не слишком поздно будет в последний раз!”, – таким призывом завершался доклад посла.
Он также отмечал, что в действительности выбор путей, которые могли бы вывести Германию тех времен из нищеты, был ограничен. “Но мы все должны, по крайней мере, принять во внимание горькую правду: мы упускали имевшиеся возможности”, – заключал посол.