Сдвинутые столы посредине ангара заставлены отвертками, пассатижами, паяльниками вперемешку с разобранными корпусами беспилотников, которые в таком “оголенном” виде, с молчащими моторчиками, кажутся безобидными. Обстановка – в лучших традициях IT-специалистов. Рядом на полу громоздятся коробки со свежей партией “дронов”, поступивших от Министерства обороны и гуманитарных фондов.
“Сейчас предстоит их улучшить, потому как аппараты “пустые”, то есть имеют стандартные характеристики, – поясняет начальник службы БПЛА спецназа “Ахмат” с позывным Куратор. – Мы их модифицируем, чтобы максимально облегчить работу нашим бойцам на позициях и чтобы им не надо было ломать голову, к примеру, над тем – что делать с этой антенной? Меняем узел связи и систему видео. Причем комплектующие поставляют отечественные компании, так же как и средства РЭБ (системы радиоэлектронной борьбы). При настройке параметров на новые уникальные частоты из десяти дронов теперь восемь долетают до цели на Судженском направлении. Для сравнения: раньше эффективными были только два из этого числа”.
Прежде чем погрузиться в новую технологию, Куратор возил гуманитарные грузы солдатам. Порой подъезжал вплотную к фронту, где уже все звенело железом, свистело и взрывалось огнем. Так, в конце 2022 года на подступах в Кременской лес на Луганщине его гуманитарную машину засек украинский дрон “Баба Яга” и находившийся рядом боец спешно накрыл волонтера бронежилетами.
“От живописного бора остались обгорелые пеньки, много ребят там полегло, – с горечью вспоминает Куратор. – В общем, тема беспилотников меня затянула, и после заключения контракта я прошел обучение в школе БПЛА “Ахмат”, одновременно начал налаживать работу устройств, выезжая к бойцам под Бахмут, Кременную. Скажу честно, тем, кто оказался в окопе, очень важно внимание, необходимо показывать, что они нужны своей стране, их ждут дома, и я рад, что приношу ребятам пользу. Здесь собрались все такие”, – добавляет он, окидывая взглядом склонившихся над инструментами техников в камуфляже.
На самом деле это не просто техники, а военные добровольцы из разных подразделений, которые перешивают “птички” под нужды своих отрядов. Так, 53-летний рядовой Гюрза в прошлом офицер, окончил Челябинское военное высшее авиационное училище штурманов, служил на Дальнем Востоке, летая на Су-24 МР. “Но послужил мало из-за распада СССР и “крутых виражей 90-х”, которые больно ударили по войскам ВВС”, – лаконично описывает эту часть своей биографии Гюрза. Теперь представилась возможность восполнить пробел. Заработав необходимый “горячий” стаж для пенсии (трудился плавильщиком в литейном цехе на электрометаллургическом комбинате), в июле этого года он отправился на пункт отбора в Первый штурмовой отряд. “Чем можете быть полезным?” – сходу задали там вопрос.
“А я собирал станки ЧПУ, был инженером по эксплуатации радиоэлектронного оборудования, умею паять микросхемы, так что навыки пригодились: здесь тот же самый принцип работы, только масштабы поменьше, – говорит Гюрза. – Матери не сказал, куда поехал, только брату”.
В центре бывший штурман доводит до ума FPV-дроны. На одно устройство уходит 15-20 минут. Самая уязвимая часть в корпусе – хвостовик-стабилизатор, он больше всего подвержен нагрузкам и отлетает первым у спортсменов после усиленной эксплуатации. В боевых условиях жизнь аппарата настолько коротка (часто умещаясь в одиночный маршрут), что об этом уже никто не задумывается.
Практика применения малой беспилотной авиации постоянно оттачивается. Вот почему так ценны добытые в полях “трофеи”. Куратор кладет передо мной “анатомированный” украинский FPV-дрон “Мамонт” с увеличенной боевой частью. Устройство используют для минирования, ретрансляции сигнала либо сброса снаряда.
“Так как корпус целый, то, скорее всего, пацаны перехватили его, когда он был “ослеплен” нашим РЭБ, – отмечает Куратор. – Принцип простой: мы его разобрали, посмотрели, настроили нашу радиоэлектронную технику на соответствующие частоты и теперь нейтрализуем украинские “птички”. Сборка вполне качественная, о чем свидетельствует тираж модели – видите, у единицы 9905-й номер? Конкретно этот образец уже ни на что не годится, а так после перепрошивки нередко отправляем в сторону ВСУ его же оружие”.
Конечно, на выручку приходит солдатская смекалка. Так, в центре рассказали об успешном опыте командира группы аэроразведки спецназа “Ахмат” с позывным Хан. Запуская дрон, он отмечает по маршруту зоны сильного воздействия вражеского РЭБ, после этого передает координаты артиллерии. В итоге бойцы обеспечивают себе безопасный коридор полета.
Кстати
Центр доработки дронов наладили в первую неделю после вторжения ВСУ в Курскую область. За это время были модифицированы сотни БПЛА. И все же квадрокоптер – расходный материал, поэтому его никогда не бывает в достаточном количестве, не устают повторять бойцы.