Поводом для этой публикации стали два разнородных, на первый взгляд, события, между которыми глубокая – в прямом и переносном смыслах – взаимосвязь.
В докладе на недавнем Общем собрании РАН ее президент Геннадий Красников назвал среди наиболее значимых научных результатов по отделению наук о Земле работы в обоснование российской заявки на расширение внешней границы континентального шельфа РФ в Арктике.
А незадолго до этого МИД России выразил официальный демарш Вашингтону из-за его незаконных попыток в одностороннем порядке изменить внешние границы своего континентального шельфа – причем сразу в семи районах Мирового океана.
Похвального упоминания с академической трибуны был удостоен Геологический институт РАН (Москва) за участие в совместной работе с коллегами из Всероссийского научно-исследовательского института Океангеологии имени И.С. Грамберга и Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени А.П. Карпинского (оба – Санкт-Петербург). Полученные в результате их общей работы данные, говорилось в докладе, важны для доказательства “геологической непрерывности” между южной оконечностью хребта Гаккеля и окраиной моря Лаптевых, что серьезно укрепляет позиции российской заявки на установление границ континентального шельфа в этом секторе Арктики.
Россия и ее ученые, как того требует Конвенция ООН по морскому праву, неуклонно следуют принципам научной доказательности и обоснованности. Но эта заповедь не для всех. На совете Международного органа по морскому дну российская делегация “раскритиковала избирательный подход США к использованию норм международного права с акцентом на свои права и полное игнорирование обязательств”.
Инфографика “РГ”/ Александр Чистов / Александр Емельяненков
Чтобы разобраться в хитросплетении прав, заявок, обязательств, притязаний, аргументов, доказательств, аналогий и протестов, корреспондент “РГ” отправился к участникам тех самых работ, что отмечены президентом РАН как значимые и востребованные.
Помочь в моей затее согласились директор Геологического института РАН академик Кирилл Дегтярев и сотрудники ГИН – Сергей Сколотнев и Николай Чамов. Оба – доктора геолого-минералогических наук, возглавляют ключевые для нашей темы научные коллективы: Сколотнев – лабораторию геологии и рудогенеза океанической литосферы, Чамов заведует лабораторией сравнительного анализа осадочных бассейнов.
И один, и другой вместе с коллегами из своих лабораторий принимали участие в исследованиях морского дна в мало изученных районах Арктики, представляющих для нас особый интерес.
Важно, и об этом сегодня можно открыто сказать, что такие работы проводились с привлечением сил и средств Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) российского Минобороны, включая океанографическое исследовательское судно и научно-исследовательскую подводную лодку. Николай Чамов работал с поверхности, Сергей Сколотнев стал на время подводником, вел исследования на подводном хребте Альфа – Менделеева.
Как добывали доказательства
– Поясним для начала главное, – взял слово академик Дегтярев. – С момента ратификации нашей страной в 1997 году Конвенции по морскому праву за пределами 200-мильной экономической зоны России оказались более миллиона квадратных километров, которые ранее считались арктическими и полярными владениями СССР.
Какие это районы? Прежде всего – область Центрально-Арктических поднятий: большая часть хребта Ломоносова, поднятие Менделеева, котловины Подводников и Макарова, часть хребта Гаккеля, котловин Амундсена и Нансена. Для включения этих акваторий в состав континентального шельфа России необходимо было доказать, что они имеют континентальную кору и морфологически являются естественными продолжениями и компонентами подводной Евразийской континентальной окраины…
В 2001 году Россией была представлена первая заявка на включение в расширенный шельф РФ области Центрально-Арктических поднятий. Но ее отклонили. Причина – нехватка убедительных научных обоснований. Было рекомендовано доработать заявку и представитиь ее на повторное рассмотрение.
Начиная с 2002 года, в этой части Северного Ледовитого океана под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии РФ проведено огромное количество геологических, геофизических и батиметрических исследований.
Инфографика “РГ”/ Антон Переплетчиков / Александр Емельяненков
– Но важнее всего для формирования доказательной базы оказалось получить образцы горных пород, которыми сложено поднятие Менделеева, – обозначает стержневой вопрос Сергей Сколотнев. – Только их доскональное изучение позволит ответить, расположено ли оно на продолжении российского мелководного шельфа и имеет ли земную кору континентального типа…
Сказать легко, но как найти и добыть образец со дна – из так называемых коренных обнажений в условиях постоянного ледового покрова? Именно для этого и потребовалась помощь подводников-профессионалов.
Новый участок арктического шельфа, на который положили глаз и претендуют США, включает Чукотский бордерленд. А это, считают морские геологи и геофизики, раздробленная окраина Евразии
По словам Сколотнева, на борту специальной научно-исследовательской подводной лодки находится многолучевой эхолот для изучения рельефа дна, акустический профилограф, прожекторы и видеокамеры, позволяющие обнаружить обнажение и зарегистрировать процесс пробоотбора в строго определенном месте.
А чтобы такую пробу-образец извлечь из коренных пород морского дна и поднять затем на поверхность для детальных исследований, подводный аппарат оснащен манипуляторами и “карманами-контейнерами”.
По совокупности проведенных работ в рамках глубоководных экспедиций “Менделеев-2014” и “Менделеев-2016” было показано, что поднятие Альфа – Менделеева, хребет Ломоносова и впадины Подводников и Макарова имеют земную кору континентального типа, являются естественным продолжением российского континентального шельфа и квалифицируются как “подводные возвышенности”.
И вот результат: в феврале 2023 года 57-я сессия Комиссии ООН по континентальному шельфу приняла официальные рекомендации о расширении ВГКШ Российской Федерации согласно поданной нами заявке. Опубликованные на официальном сайте ООН, эти рекомендации являются обязательными для исполнения другими странами, подписавшими Конвенцию по морскому праву.
– Но и сейчас работы над российской заявкой не остановлены, а продолжаются в районе хребта Гаккеля, – включается в разговор Николай Чамов. – Нельзя считать, что все уже доказано. Это длительный процесс. И вы, образно говоря, ведете репортаж из “горячего цеха”, а не по следам минувших событий…
В экспедициях “Арктика-2019” и “Арктика-2020” на судне “Академик Федоров”, рассказал Чамов, и в ходе экспедиции “Арктика-2022” на океанографическом исследовательском судне (с использованием подводных аппаратов) получены новые сведения по хребту Гаккеля и котловине Нансена, а также батиметрические и геолого-геофизические данные о строении южной оконечности хребта Гаккеля в зоне его сочленения с континентальной окраиной моря Лаптевых.
– Теперь, – резюмирует директор ГИН академик Дегтярев, – ставится вопрос о том, может ли и хребет Гаккеля классифицироваться как “подводный”, морфологически связанный с окраиной, а не как хребет “океанический” (в терминах конвенции).
Словарь “РГ”
Континентальный шельф – понятие и статус
Это естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. При наличии убедительных гидрографических, геологических и геофизических доказательств принадлежности геологической структуры шельфа к континентальному типу земной коры внешняя граница шельфа может быть удалена на большее расстояние, но не свыше 350 морских миль от линии наибольшего отлива или 100 миль от 2500-метровой изобаты.
Правовой статус КШ предусматривает суверенные права государства в отношении разведки и разработки природных ресурсов (минеральные ресурсы дна и недр, живые организмы, относящиеся к “сидячим видам”). Разведка и разработка природных ресурсов на шельфе другими государствами не допускается без согласия прибрежного государства. Права на континентальный шельф не затрагивают покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Расширение границ континентального шельфа производится на основании решений Комиссии по границам континентального шельфа, созданной в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.
Как это было
Об истории размежевания в Арктике
Концепция полярных секторов
Для территориального размежевания Арктики прибрежными странами используется “полярный сектор”, представляющий собой треугольник, основанием которого является прилегающее к Северному Ледовитому океану побережье государства, боковыми его сторонами служат меридианы, идущие от крайних точек побережья государства, а вершиной – Северный полюс.
Границы полярных владений СССР были определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. Границы были показаны на всех географических картах. В постановлении объявлялись территорией Союза ССР “все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова”, расположенные в пределах сектора с этими границами.
Концепция интернационализации
Выдвинута в начале 20-х годов ХХ века представителями США и других западных стран в противовес концепции “полярных секторов”. В качестве правовой основы было предложено понятие “международное владение”, в соответствии с которым арктические приполярные области в целях использования их естественных богатств должны находиться в международном владении и в международном управлении всех держав или международных организаций. Были предложения разделения полярных областей на несколько секторов (европейский, американский, азиатский) с коллективным (по материкам) их использованием.
1,2 миллиона квадратных километров – как минимум такая территория арктических и полярных владений СССР/России осталась за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны РФ после ратификации Конвенции 1982 года по морскому праву
Для установления соответствующего режима сторонниками международного владения неоднократно предлагалось проведение международной конференции с целью принятия договора по защите Арктики по примеру Договора об Антарктике, который охватывал бы как минимум центральную часть Северного Ледовитого океана.
Конвенционная концепция
Появилась в связи с принятием в 1982 году Конвенции ООН по морскому праву. Подписана СССР 10 декабря 1982-го, ратифицирована Россией 26 февраля 1997-го, вступила в силу для России 11 апреля 1997 года. С этого момента все вопросы принадлежности морских пространств в Арктике для России должны решаться в соответствии с положениями этой конвенции. Органом, который уполномочен решать такие вопросы, является Комиссия по границам континентального шельфа за пределами 200 морских миль.
Тем временем
Не валяй дурака, Америка!
К Конвенции ООН по морскому праву, которая вступила в силу 1982 году, присоединились 168 стран и Европейский союз. Обновленная конвенция (ЮНКЛОС) вступила в силу в 1994 году. Хотя Соединенные Штаты признают ЮНКЛОС как модификацию международного права, они ее не ратифицировали.
Несмотря на это, американцы еще в 2022 году завершили подготовку своей заявки на арктический шельф. Однако из-за отказа в присоединении к ЮНКЛОС утверждение такой заявки в Комиссии по границам континентального шельфа маловероятно. Именно этим продиктовано желание политиков в Вашингтоне установить внешние границы “своего” арктического шельфа внутренним национальным актом и осуществлять мониторинг деятельности других стран на этой территории с помощью аэрокосмических методов и судов береговой охраны США.
В декабре 2023 года это выразилось в документе, опубликованном Госдепартаментом США под названием “Внешние границы расширенного континентального шельфа Соединенных Штатов Америки: Краткое содержание”. Тут впервые официально приведены географические координаты, которыми составители документа определяют внешние границы континентального шельфа США за пределами 200 миль от своего побережья в семи районах Мирового океана. В том числе – большой район в Арктике, граничащий с шельфом Российской Федерации.
Как пояснил “РГ” академик Кирилл Дегтярев, участок морского дна в Арктике, на который положили глаз и претендуют США, включает так называемый Чукотский бордерленд и прилегающую к нему часть Канадской котловины. По мнению морских геологов и геофизиков, Чукотский бордерленд – это раздробленная окраина Евразии, череда ярко выраженных поднятий и разделяющих их впадин. Выборочные исследования тут проводились, но полной картины нет.
Чтобы это “серое” пятно просветить – для себя и для соседей, тут может быть востребована методика исследований морского дна с использованием технических средств ГУГИ Минобороны России, считают мои собеседники в Геологическом институте РАН.