В рамках медиафестиваля, прошедшего на ВДНХ при поддержке правительства Москвы, состоялся паблик-ток издательского дома «Аргументы и факты», посвященный развитию традиционных музеев в эпоху цифровизации и гаджетомании.
В дискуссии приняли участие:
- Гахара Шаруева, директор Департамента общественных связей и маркетинга ВДНХ.
- Мария Лемигова, начальник управления общественных связей Государственного исторического музея,
- Ирина Давыдова, руководитель департамента внешних коммуникаций и издательской деятельности Политехнического музея.
Модератором дискуссии выступила продюсер пресс-центра ИД «АиФ» Елена Веревкина.
Открывая беседу модератор привела данные ВЦИОМ, согласно которым в 2024 году в России работает более трех тысяч музеев с учетом филиалов и структурных подразделений, при этом россияне достаточно активно посещают музеи, каждый второй (48%) был там в течение последних пару лет, в том числе 17% совсем недавно — в течение последних нескольких месяцев. Четверо из десяти (40%) бывали в музее несколько лет назад, каждый десятый (10%) никогда не был.
Дискуссию начала Гахара Шаруева, она рассказала о масштабных изменениях, произошедших на ВДНХ, и о концепции дальнейшего развития этого исторического пространства. «По состоянию на сегодня отреставрировано 38 объектов культурного наследия, ВДНХ— это самая большая площадка в Москве по объемам реставрации, вся территория выставки насчитывает 49 объектов культурного наследия, сама выставка — это тоже объект культурного наследия. Многие павильоны отдаются под открытие музеев. Мы гордимся тем, что на сегодняшний день на территории ВДНХ открыт целый музейный город. Это бренд, который мы развиваем, с которым уже многие знакомы», — заметила Шаруева.
Рассуждая об использовании новых медийных инструментов, эксперт отметила, что специалисты выставки делают большую ставку на производство собственного контента. «Мы снимаем необычный контент, наши ролики крутятся по всей Москве, в метрополитене. Мы стараемся делать нескучный контент о том, что у нас открывается, что работает, многие места для наших посетителей бесплатные. Мы постоянно наблюдаем за тем, куда идут потоки людей, что им нравится. Мы занимаемся музеификацией, обновляем экспозиции. У нас есть собственные музеи. Это как раз Центр космонавтики и авиации, Музей славянской письменности слова, Музей ВДНХ, Буран. Эти места мы делаем доступными для наших посетителей», — сказала она, отметив, что целевой аудиторией выставки является весь город. «Это и пенсионеры, и семьи с детьми, и молодые люди. Мы ориентируемся на всех. Возможно, звучит не очень, и можно скептически к этому отнестись, но ВДНХ — это город в городе, а в городе живут все», — заключила свое выступление Шаруева.
Мария Лемигова считает, что музеи сейчас становятся новыми медиа, поскольку они успешно формируют новостной контент, новостную повестку, делают просветительские проекты и отчасти работают по принципам СМИ.
«12 лет назад мы встали на этот путь, когда начали создавать наш собственный медиаресурс. Это наш основной просветительский медиаресурс, на котором собрано огромное количество материалов о музеях, о музейных коллекциях. Это материалы, которые созданы самим музеем, материалы, которые созданы в сотрудничестве со СМИ, спецпроекты. Мы говорим не только о привлечении аудитории в музей. Наша аудитория гораздо более обширна, поскольку есть люди, которые никогда не придут в наш музей. К сожалению, поездку в Москву и знакомство с коллекциями ГИМа могут позволить себе не все, а вот зайти на медиаресурсы исторического музея может позволить себе практически каждый. Мы гордимся тем, что стояли, у истоков первых трансляций из музейных фондов, сейчас это неотъемлемая часть нашей работы. С начала текущего года наши клипы на платформе ВКонтакте посмотрело более 3,5 млн человек. Безусловно, конечно, мы развиваем это направление работы, поскольку запрос на экспертное мнение, а музей является, безусловно, экспертом, сейчас крайне высок», — убеждена Лемигова.
Ирина Давыдова рассказала о том, как Политехническому музею удается продолжать работу в период закрытия основного здания музея на реконструкцию. «Мы 13 лет закрыты на реконструкцию, но хочу вас порадовать, в следующем году мы открываемся. Все это время мы продолжали существовать. Наша открытая коллекция находится на Волгоградском проспекте в Технополисе. Есть даже бесплатные экскурсии, так что всех призываю, посещайте. Мы участвуем и в выставочной деятельности, плотно сотрудничаем с московскими и не только с московскими музеями и галереями. В октябре в питерском Манеже открывается наш очень масштабный проект, посвященный российским ученым и изобретателям, начиная с Кулибина», — сказала она.
При этом эксперт посетовала, что у Политехнического музея нет определенной точки притяжения, как у ВДНХ или у Исторического музея. «Нет того места, куда вы можете прийти и собрать все воедино, поэтому спасением для нас стала просветительская деятельность. У нас есть образовательные курсы и для детей, и для взрослых. Есть университет детей, куда мы приглашаем детей и подростков с 5 до 12 лет. С ними работают молодые ученые, обязательно популяризаторы. Сейчас мы развиваем такой формат, который назвали „Дело техники“. Мы приглашаем двух специалистов: один отвечает за историю вопроса, а второй работает на месте, руками делает открытия, показывает изобретения. Будем очень рады видеть на всех наших программах. Добро пожаловать на наш сайт, в наши социальные сети, где вы узнаете, что, где, когда будет», — призвала Давыдова.
Модератор встречи Елена Веревкина напомнила, что издательский дом «Аргументы и факты» всегда поддерживал инициативы в области культуры, у издания есть и собственные специальные проекты, посвященные выдающимся поэтам и писателям, среди последних — «Край любви, мой Дагестан» к 100-летию Расула Гамзатова, «Все начинается с любви» памяти Андрея Дементьева. В рубрике «афиша» журналисты поддерживают открытия выставок и освещают значимые культурные мероприятия. Региональные редакции в 63 регионах страны также оказывают информационную поддержку музеям и объектам культурного наследия.
Все участники встречи согласились с тем, что музеям и выставочным пространствам необходимо использовать все возможные инструменты продвижения, в том числе и медиаресурсы. Эксперты пригласили потенциальных посетителей заходить на страницы музеев в социальных сетях и приходить на экспозиции.
<!—Расположение: —>