© stockstudio / Фотобанк 123RF.com |
В единый день голосования 8 сентября 2024 г. в России пройдут выборные кампании различного уровня, включая дополнительные выборы в Госдуму, выборы 25 глав субъектов федерации и выборы на муниципальном уровне. В преддверии этого события обратим ваше внимание на несколько новых писем.
1. Письмо Роструда от 2 августа 2024 г. № ПГ/14512-6-1
Роструд назвал случай, когда журналиста — участника избирательной кампании могут уволить по инициативе работодателя
В соответствии с п. 6 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск СМИ, редакции сетевого издания, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума и в течение одного года после окончания кампании. Исключение составляет случай, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
По мнению чиновников, увольнение по инициативе работодателя вышеуказанных работников в случае наложения взыскания, не оспоренного в судебном порядке либо признанного законным и обоснованным, возможно при неоднократном неисполнении без уважительных причин трудовых обязанностей, если имеются дисциплинарные взыскания.
2. Письмо Минтруда РФ от 29 июля 2024 г. № 14-6/ООГ-4594
На вопрос о том, можно ли сократить работника СМИ, который освещал избирательную компанию, Минтруд ответил следующим образом. Работник СМИ, задействованный в информационном обеспечении избирательной кампании и не имеющий дисциплинарных взысканий, не может быть уволен по инициативе работодателя в период проведения выборов и в течение года после. Увольнение по сокращению штата может быть признано законным и обоснованным, если в судебном заседании доказан факт реального сокращения рабочих мест.
3. Письма Роструда от 2 августа 2024 г. № ПГ/14511-6-1 и Минтруда РФ от 31 июля 2024 г. № 14-6/ООГ-4670
Чиновники ответили на вопрос о том, является ли запрет на увольнение по инициативе работодателя во время проведения выборов зарегистрированного кандидата (установлен в п. 2 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) абсолютным или в данном случае может быть применена по аналогии позиция Конституционного Суда РФ, согласно которой такой же запрет на увольнение членов избирательных комиссий не должен трактоваться как исключающий возможность увольнения работника по инициативе работодателя, если оно не связано с исполнением полномочий члена избирательной комиссии (определения от 28 февраля 2017 г. № 280-О, от 26 октября 2017 г. № 2330-О, от 28 ноября 2019 г. № 3161-О, от 16 января 2007 г. № 160-О-П, от 3 июля 2007 г. № 514-О-О, от 26 января 2017 г. № 36-О).
По мнению Роструда, применение к определенным правоотношениям позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ, по аналогии действующим законодательством не предусмотрено.
Минтруд, напротив, считает, вопросы увольнения по инициативе работодателя во время проведения выборов зарегистрированного кандидата могут быть решены с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ.
4. Письмо Роструда от 2 августа 2024 г. № ПГ/14510-6-1
Роструд пояснил, что работа в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума члена комиссии с правом решающего голоса, участие в выборах в качестве зарегистрированного кандидата, работа специалистов в контрольно-ревизионных службах при избирательных комиссиях является исполнением государственных или общественных обязанностей.
5. Письмо Минтруда РФ от 15 июля 2024 г. № 14-6/ООГ-4293
На вопрос о том, является ли исполнением государственных или общественных обязанностей деятельность кандидатов на выборах, доверенных лиц кандидатов, наблюдателей на выборах, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, Минтруд ответил так: из содержания ст. 170 ТК РФ следует, что предусмотренные данной статьей гарантии и компенсации предоставляются работнику при его привлечении к исполнению государственных или общественных обязанностей государственным органом или общественным объединением в случаях, установленных Кодексом и иными федеральными законами.