На 11-й Забайкальский Международный кинофестиваль приехали близкие уроженца Читы Юрия Соломина. Дочь Дарья успела здесь побывать с Юрием Мефодьевичем несколько лет назад, а внучка Александра, правнуки Федя и Юра в Забайкалье впервые.
Таким его знали только близкие
В рамках новой фестивальной программы «Кино и театр» в Чите представили документальную ленту режиссера Дениса Бродского «Память крови». Картина была снята 6 лет назад, но в то время документальные фильмы в кинотеатрах не показывали. Поэтому лента вызвала большой интерес у горожан, которые посреди рабочего дня пришли в кинотеатр «Россия». Хотя большая часть зрителей — люди старшего поколения, пенсионеры. Те, кто любит земляка и гордится им. Кто был на гастролях Малого театра в Чите в 2017 году. И на встрече с актером в 2018-м — когда он приезжал на родину со съемочной группой фильма. Среди зрителей оказалась женщина, с которой школьник Юра Соломин когда-то занимался в Доме пионеров, ставил свои первые спектакли и играл в них.
На съемках ленты народный артист ходил по дворам, в которых бегал мальчишкой. Спускался к реке Читинка. Встречался с юными артистами, подсказывая, как лучше читать стихи. Искал роддом, где появился на свет его младший брат Виталий (сегодня в здании начала ХХ века — Министерство культуры Забайкальского края). «Символично!» — отметил Юрий Соломин, которому довелось немного поработать министром культуры РСФСР.
Показана в картине и дача артиста в знаменитой Валентиновке — поселке Малого театра. Впрочем, дачи в кадре практически нет, зато есть три собаки и несколько кошек, которых актер очень любил и раз в неделю старался сам приехать покормить. «Они очень скучают», — объяснил Юрий Мефодьевич. Такого народного артиста — нежного и трогательного — знали, наверное, только самые близкие, которые присутствовали на показе.
Зрители потом долго не хотели их отпускать: делились впечатлениями, воспоминаниями, задавали вопросы, делали совместные фото.
Руки. Старые и новые
«Я вас надолго не задержу, просто хочется пообщаться от сердца к сердцу, — сказала зрителям Александра Соломина, еще при знаменитом деде занявшая должность его заместителя в Малом театре. — Вы нашли время, чтобы прийти, и это для нас очень-очень ценно… В картине говорится, что наша память прокручивает жизнь кадрами, как фильм. Так получилось, что под конец жизни, чем старше Юрий Мефодьевич становился, тем больше он возвращался к читинскому детству. Вспоминал учителей, друзей, наставников, семью. В последние недели, когда мы уже понимали, что дело близится к концу, у него так удивительно сработало сознание, что он свою жизнь начал отматывать от настоящего к детству. От старости — к зрелости, расцвету, когда он стал художественным руководителем. Дедушка говорил про съемки, про „Адъютанта…“, про учебу в училище. А закончилось все детством, бабушкой и тем самым подвалом, к которому он приходит в фильме. Таким образом, открутив жизнь до начала, он тихо, мирно ушел. Держа за руку дочь.
Но мне не хочется расставаться с вами на такой грустной ноте. Помните, в фильме есть кадр, где ему звонят? Это звоню я из Москвы. Я не смогла тогда поехать с дедушкой. Очень хотела. Но жизнь внесла свои коррективы — я только-только родила старшего сына. Федя, покажись! Сегодня и мама здесь, и младший сын. Юрочка, ты тоже помаши! Для нас это невероятно ценная поездка. Мам, ну давай, и ты выходи, чего уж там…
Я не могла быть здесь тогда. Зато сегодня мы в Чите. Потому что нужно сохранять память. Память — это наше возвращение к себе.
Когда Федька был чуть поменьше, они с дедушкой сидели на диване, и Федька, взяв его за жилистую руку, спросил: „Деда, а что у тебя с руками?“ Тот говорит: „Да они просто старые“. Федя взглянул на свои: „А у меня новые!“ Теперь у нас есть новые руки, которые будут помогать сохранять память. Спасибо вам большое, что пришли».
Александра Соломина, оставившая себе фамилию деда, также рассказала, что самый старый пес Юрия Мефодьевича Валет умер почти сразу после хозяина. Не прошло и двух месяцев. «Ушел сторожить».
Связь продолжается
Александра и Дарья Соломины смотрели фильм не первый раз. Но когда свет в зале включили, все увидели слезы на лице Дарьи Юрьевны. «Я просто по нему очень скучаю, — призналась дочь народного артиста журналисту aif.ru. — Когда пять лет назад умерла мама, папа остался один и стал болеть. Я переехала к нему. Нужен был уход, постоянный надзор. Память уже была не та. И ковидом очень тяжело переболел — руки потеряли чувствительность, и он не мог даже застегнуть себе рубашку. Это делала я, находясь с папой 24 часа в сутки. Надо было одеть, отправить в театр. Когда возвращался — покормить, уложить спать, не забыв сделать процедуры. Глаза уже были плохие, закапывали постоянно. То есть, весь день был посвящен папе. Кроме тех часов, пока он был в театре.
Потом на моих глазах случился ишемический инсульт. Папа лежал в больнице, и мы с дочкой к нему ездили. Два месяца. Каждый день без исключения. А забрали домой — он расслабился и очень быстро ушел. Я была рядом до последних минут. И вот… Папы нет почти пять месяцев, а мы с Сашей и мальчиками здесь. Связь продолжается. Думаю, папа был бы счастлив, что мы сюда добрались.
До сих пор, если я что-то готовлю, то машинально ставлю тарелку на то место, где сидел папа. Или начинаю вспоминать, чему и как он учил меня. Есть много моментов, которые я раньше недооценивала…»
После показа фильма Соломины отправились на кладбище, где похоронен отец Юрия и Виталия Соломиных.
18 июня Юрию Мефодьевичу могло бы исполниться 89 лет…
<!–Расположение: –>