Центр общественных связей ФСБ России накануне годовщины окончания Второй мировой войны и Дня Победы над Японией впервые опубликовал рассекреченный архивный документ — протокол допроса старшего унтер-офицера, казначея печально известного своими злодеяниями отряда N 731 Хаяси Кадзуо. Японский военный дал показания о применении бактериологического оружия во время сражений на реке Халхин-Гол.
«В 1939 году во время столкновения японских войск с советскими войсками на границе Монголии по распоряжению японского военного командования часть «Исии Сиро» произвела три опыта по заражению местности с целью поражения войск противника…
Я был назначен интендантом отряда, поэтому вся деятельность отряда на границе Монголии мне хорошо известна», — сообщил Кадзуо.
По его словам, 3 июля 1939 года отряд выехал на границу Монголии в район боевых действий и остановился на участке восточнее озера Морехи. В этом районе отряд несколько раз менял позицию. Опыты по заражению местности брюшнотифозными бактериями были произведены в ночь на 29, 30 и 31 августа 1939 года.
Согласно показаниям японского унтер-офицера, «первые два опыта были произведены по распоряжению командующего Квантунской армии генерал-полковника Уэда [Кэнкити] и третий опыт производился по распоряжению самого Исии Сиро. При отступлении японской армии выбиралась местность, где предполагалось сосредоточение частей Красной Армии, и эта местность заражалась. Для распространения бактерий применялись воды рек Харуха и Хорустен…».
Как отметили в ЦОС, из ранее опубликованных документов Хабаровского процесса видно, что заражение местности реки Халхин-Гол болезнетворными бактериями брюшного тифа, паратифа и дизентерии осуществил отряд «смертников» в количестве 30-40 человек, которым руководил майор Икари Цунэсиге. Этот отряд как раз входил в состав «экспедиции» генерала Исии в районе боевых действий.
При этом стоит отметить, что 85 лет назад, в конце августа 1939 года, активные боевые действия в ходе пограничного конфликта на реке Халхин-Гол уже завершились. То есть, потерпев поражение, потомки самураев решились нанести по победителю подлый удар массового возмездия, последствия которого сложно было предугадать. Далее, вплоть до начала сентября 1945 года, они продолжали делать ставку на массовое применение биооружия, бесчеловечные опыты по испытанию которого тот же отряд 731 проводил в том числе на советских пленных. В отряде под руководством Исии велись опыты по заражению людей не только бактериями чумы, но и сибирской язвы, холеры, тифа и других опасных заболеваний. Большинство зараженных умирали в страшных муках. У живых людей вырезали внутренние органы, чтобы посмотреть, как инфекция распространяется по организму.
В результате боевых действий на Дальнем Востоке в советском плену оказались более 640 тысяч японских военных. Органы госбезопасности провели в лагерях масштабную работу по выявлению среди военнопленных тех, кто был причастен к разработке бактериологического оружия.
Поначалу американская сторона проявила заинтересованность в отношении показаний, полученных от японских военнопленных, находившихся в Советском Союзе. Однако уже в конце 1946 года американское обвинение решило не принимать во внимание материалы, собранные советской стороной.
25-30 декабря 1949 года в Хабаровске был проведен процесс над бывшими японскими военнослужащими, занимавшимися разработкой, производством и испытаниями бактериологического оружия. На процессе 12 бывших японских военных, признанных виновными в подготовке бактериологической войны, были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Ряд других сотрудников отрядов 731 и 100, участвовавших в бесчеловечных опытах над гражданами Китая, Советского Союза и Кореи, в конце 1949 года были осуждены Военным трибуналом Приморского военного округа. В их числе был и старший унтер-офицер Хаяси Кадзуо.
Что касается руководителей отряда N731 Сиро Исии и Масадзи Китано, то США укрыли их и других японских ученых-извергов на своей территории в обмен на результаты бесчеловечных экспериментов. Москва неоднократно просила Вашингтон выдать японских военных преступников для суда в СССР, однако США игнорировали эти просьбы.