При этом эксперты уверены: нет никаких оснований для того, чтобы безопасность полетов вертолетов в принципе была ниже безопасности полетов самолетов. Но аварийность «вертушек» по-прежнему высокая.
В свое время специалисты ГосНИИ гражданской авиации привели любопытные цифры соизмеримости аварийности вертолетов в России и США. Оказывается, у нас на одну катастрофу тогда приходилось 3,7 происшествия, в США — 5,35. Как говорят аналитики, ситуация если и изменилась, то не сильно. Что это значит? В России возникающие отклонения от штатной работы чаще заканчиваются аварией или катастрофой.
Из различных источников известно, что около 85 процентов всех воздушных ЧП происходят по вине человеческого фактора. Но это не значит, что виноваты именно пилоты. Плохое обслуживание на земле, закачка некондиционного топлива — все из этой серии. А «указывки» важных персон, которые оказываются на борту?
Например, когда разбился губернатор Александр Лебедь, на ленте «черного ящика» сохранилась запись: Лебедь настаивал на взлете в нелетную погоду, но при этом с генеральской прямотой обещал взять на себя всю ответственность за полет. Вертолетчики говорят, что если бы губернатор выжил, то не дал бы экипаж в обиду. Кстати, сахалинский губернатор Фархутдинов также лично приказал летчикам отклониться от маршрута…
— Случилось авиационное происшествие, которого наверняка могло не быть, — говорит генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко. — Разные, вроде бы, причины (столкновение с проводами, полет на предельно малой высоте, обледенение, резкое ухудшение видимости и т.п.) объединяет одна, общая для всех случаев: нарушение писаных и неписаных законов безопасности полетов. В чем конкретная причина, разберутся следователи.
В СМИ появилась информация, что среди пассажиров погибшего Ми-8 мог быть финансовый директор Российского футбольного союза Арсений Замятин. Сообщается, что он путешествовал по Камчатке вместе с женой.
VIP-катастрофы с вертолетами
- 2000 год — на собственном вертолете разбился известный офтальмолог Святослав Федоров.
- 2002 год — под Абаканом разбился вертолет Ми-8. Погибли семеро, включая губернатора Красноярского края Александра Лебедя.
- 2003 год — в Хакасии потерпел крушение вертолет Robinson-44, на котором летели гендиректор Западно-Сибирского металлургического комбината Анатолий Смолянинов и его супруга.
- 2003 год — на вертолете Ми-8 погиб сахалинский губернатор Игорь Фархутдинов.
- 2008 год — в Хабаровском крае разбился вертолет «Еврокоптер», за штурвалом которого в кресле второго пилота сидел директор самого крупного в Приморье производителя колбасных изделий «Ратимир» Александр Труш.
- 2009 год — на Алтае потерпел крушение вертолет Ми-171 авиапредприятия «Газпром авиа». Из 11 находившихся на борту выжили четверо. Среди погибших — полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.
- 2009 год — губернатор Иркутской области Игорь Есиповский погиб в результате катастрофы вертолета Bell 407.
- 2013 года — в Тверской области разбился вертолет Agusta 119, погибли пилот и начальник организационно-административного управления Рослесхоза Сергей Медведев.
- 2014 год — в Мурманской области при крушении вертолета Ми-8 погибли 16 человек, в том числе замглавы региона Сергей Скоморох и глава компании «Апатит» Алексей Григорьев. Причиной трагедии стали ошибки экипажа.
- 2014 год — в Санкт-Петербурге в залив упал частный вертолет SA 341 Gazelle, в котором находился директор компании «Глобал» Алексей Афонченков.
- 2017 года — на Алтае на Телецком озере разбился вертолет Robinson R-66, на борту которого находился бывший зампред правительства Республики Алтай, местный предприниматель Анатолий Банных и еще четыре человека. По данным МАК, вертолет не имел права взлетать в темное время суток при штормовом предупреждении.
- 2018 год — в катастрофе вертолета AS 350 B3 в Костромской области погиб заместитель генпрокурора РФ Саак Карапетян.
- 2020 год — трагедия Bell 406 возле города Лаишево в Татарстане унесла жизнь депутата Госдумы Айрата Хайруллина.