«Эти выборы могут изменить Германию», — предрекает газета Bild. Издание указывает на вероятность того, что к власти в Саксонии и Тюрингии придут две крайне оппозиционные партии: правая «Альтернатива для Германии» (АдГ) и левый «Союз Сары Вагенкнехт». В немецких СМИ такой сценарий сейчас преподносится как политическая катастрофа, хотя в действительности шансов на то, чтобы войти в земельные правительства, у АдГ почти нет, а ССВ может и сам отказаться от участия во власти.
Старательно раздуваемые панические настроения призваны скрыть истинную причину опасений. По итогам выборов АдГ и ССВ могут получить большинство мест в обоих ландтагах, и сформировать земельные правительства без их прямого участия или, как минимум, согласия будет невозможно. Остальные партии, те, что в Берлине правят и занимают место системной оппозиции, должны будут с ними как-то договариваться, однако вступать в такие переговоры им очень не хочется.
С АдГ, скорее всего, никаких переговоров и не будет. На любое сотрудничество с «Альтернативой» у всех основных немецких партий, включая ССВ, наложено строгое «табу». Но АдГ имеет хорошие шансы получить по результатом голосования треть мест в ландтагах, а значит, сможет блокировать решения, требующие квалифицированного большинства. И это еще одна не самая хорошая новость для берлинской политической элиты.
Возможных договоренностей с ССВ пока никто не исключает, но удастся ли их достигнуть — большой вопрос. Лидер партии Сара Вагенкнехт заявила, что говорить о сотрудничестве будет только с теми, кто ясно выступит против милитаризации Германии, размещения на территории страны американских ракет и за дипломатическое решение украинского конфликта.
Для правящих страной социал-демократов (СДПГ), «Зеленых» и либеральной СвдП, как и для «системно оппозиционирующего» в бундестаге Христианско-демократического союза (ХДС) это требование неприемлемо. Все они так или иначе поддерживают поставки оружия Киеву, наращивание немецкого оборонного бюджета, совсем не против американских ракет и менять свои позиции не намерены. Хотя местные, саксонские и тюрингские, представители того же ХДС, в принципе, не прочь пойти на уступки, но политику партии определяют не они, а руководство в столице.
Итогом выборов станет патовая для берлинских политиков ситуация: договариваться с АдГ и ССВ нельзя, но и не договариваться тоже нельзя. В том, как эта дилемма будет решена и будет ли она решена вообще, и заключается главная интрига. В схожей ситуации после прошлых выборов в Тюрингии местные политики ХДС и СвДП решили закулисно договориться с АдГ, чтобы она просто проголосовала за их кандидата в премьер-министры, не входя при этом в правительство. В итоге разразился громкий скандал, ХДС был обвинен в нарушении «табу» на сотрудничество с «Альтернативой», а его лидер и почти уже кандидат в канцлеры Аннагрет Крамп-Карренбауэр отправилась в отставку.
Какие потрясения будут на этот раз в Берлине, пока сказать сложно. Но некоторые варианты уже просматриваются. От результатов сегодняшних выборов и предстоящих 24 сентября выборов в еще одной восточной земле, Бранденбурге, будет зависеть, например, кто станет кандидатом в канцлеры от претендующего на власть в стране консервативного блока ХДС/ХСС. Сейчас на это место метит председатель ХДС Фридрих Мерц, но он вполне может повторить судьбу своей предшественницы Крамп-Карренбауэр. Определять своего кандидата консерваторы будут в конце сентября, по итогам и с учетом всех трех туров «восточных» выборов.
Результаты голосования в любом случае станут сильным ударом для правительства Олафа Шольца. Все три партии его кабинета в Саксонии и Тюрингии балансируют на грани избирательного барьера, и большим успехом для них будет просто пройти в ландтаги. Возможно, это удастся «канцлерской» СДПГ, может быть, повезет еще и «Зеленым», но у либеральной СвДП шансов практически нет.
По сути, Саксония и Тюрингия, а затем и Бранденбург готовятся высказать свое недовольство политикой федерального правительства. Восточным немцам не нравится ни конфронтационный курс Берлина в отношении России, ни его подходы к миграционной политике, ни то, что происходит в немецкой экономике.
Восточные немцы, на самом деле, не очень хотят прихода к власти в своих землях АдГ и ССВ: судя по соцопросам, действующие земельные правительства и премьер-министры их в целом устраивают. Но голосовать они пойдут все равно за крайнюю оппозицию, потому что согласны с тем, что та говорит о происходящем в стране.