Актуально
Вт. Ноя 26th, 2024

Эксперты: Предпосылок для внезапного роста цен на бензин осенью нет

By Admin Авг31,2024

По мнению Александра Фролова, заместителя генерального директора Института национальной энергетики, осенью популярные марки бензина — АИ-95 и АИ-92 — возьмут под государственный контроль.

В сентябре ожидается замедление роста розничных цен на бензин, сообщает Сергей Кауфман, аналитик ФГ «Финам». Общий прирост за месяц составит не более 0,3-0,5%. Рост стоимости дизеля к концу сентября будет в районе 0,2-0,3%. Однако стоимость потребительских цен ДТ может превысить цены на бензин в конце осени из-за традиционно тяжелого для России перехода на зимний дизель, полагает аналитик.

В июне эксперты прогнозировали, что бензин марок АИ-92 и АИ-95, а также дизель будут дорожать на 0,5-0,8% каждый месяц, если не будет стрессовых ситуаций. Однако в августе биржевые цены на бензин марки АИ-92 серьезно поднялись в сравнении с июньской статистикой — с 47 229 до 58 448 рублей за тонну. Цены на бензин марки АИ-95 выросли с 53 016 до 72 110 рублей за тонну, а цены на летнее дизельное топливо поднялись незначительно — с 60 356 до 61 691 рублей за тонну. В среднем потребительские цены на бензин в августе составили 57,67 рублей за литр. Цены на дизельное топливо выросли до 66,71 рублей за литр.

Основной пик роста цен в летний период пришелся на июнь и июль, когда маржинальность топлива резко упала, объясняет Радик Саитов, коммерческий директор консалтинговой компании «ОМТ-Консалт». Рост цен на АЗС за весь летний период составил +5,1% для АИ-92, +5,8% для АИ-95 и +2,1% для ДТ. В августе рост розничных цен замедлился на фоне стабилизации котировок на Санкт-Петербургской Международной Товарно-Сырьевой Бирже (СПбМТСБ). В то же время на фоне летнего роста оптовых цен сильно снизилась маржинальность высокооктанового бензина, в частности марки АИ-95. Из-за этого большая часть заправок продает такой бензин в убыток.

Основными причинами роста цен на бензин в августе и сентябре станут высокий уровень логистических затрат, снижение маржинальности (доходности) топлива в рознице и дефицит бензина марки АИ-95, отмечает Саитов. Одной из причин нехватки премиум бензина является плановый ремонт НПЗ, который затянулся в связи с санкционными ограничениями на поставку запчастей для оборудования на заводах.

Фролов указывает, что кризис бензина А-95 возник в том числе в связи с закрытием ряда аэропортов в южных регионах страны в период пикового спроса на данный вид топлива. В результате серьезно увеличился спрос и упала выработка топлива. Также на рост цен влияют проблемы с транспортировкой бензина по железной дороге, отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Владельцы АЗС знают об этой проблеме и активно покупают топливо про запас, что приводит к росту стоимости бензина на бирже.

На данный момент пик кризиса был преодолен — период отпусков закончился, а на большей части НПЗ уже завершен ремонт. А введенный запрет на экспорт топлива помогает насытить рынок бензином марки АИ-92, считает Станислав Митрахович, научный сотрудник Финансового университета, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. Однако тот же запрет никак не влияет на рост стоимости бензина АИ-95, так как данная марка не экспортируется на внешний рынок. Цены на премиум бензин могут сохранять рост до октября, так как в это время люди продолжают ездить на курорты в связи с относительно теплой погодой. Оптовые цены на бензин могут продолжить рост из-за увеличения уровня инфляции в стране и роста котировок нефти. В случае сохранения высоких биржевых котировок рост потребительских цен на бензин может продолжится, но темпы роста будут не более 0,5 -1% в месяц, считает Саитов.

Оптовые цены на дизель могут расти в связи с началом сезона сельскохозяйственных работ. Несмотря на это, аномальной динамики изменения розничных цен на дизельное топливо в этом году не будет, заявляет Фролов. Это связано с тем, что в стране производится дизеля в два раза больше, чем потребляется. В прошлом году из 88 млн тонн произведенного топлива объем потребления составил 44 млн тонн. В этом году сохраняется подобный профицит дизеля. При переходе с летних сортов дизеля на зимние последние могут некритично вырасти в цене из-за проблем с логистикой, указывает Алексей Торгашев, старший трейдер «Альфа-Синтез». Топливо могут произвести, но из-за нарушений сроков доставки возникают локальные перебои, которые приводят к повышенному спросу и росту цен, объясняет эксперт.

Никаких предпосылок к внезапному сильному росту цен на топливо в осенний период нет, считает Александр Фролов. Производство стабилизировалось, производится больше топлива, чем потребляется, решается проблема с логистикой. Возможные проблемы — это внеплановые ремонты НПЗ в связи с атакой БПЛА, перебои в работе железных дорог по приему и доставке топлива или внезапный аномальный рост спроса на бензин и дизель. Также на рост цен на бензин и дизель могут повлиять растущие котировки нефти на мировом рынке и снижение размера демпферных выплат для нефтяных компаний, отмечает Саитов. На данный момент у заправок есть резервные запасы топлива, которые в купе с перепроизводством дизеля и бензина помогут купировать возможный резкий рост цен. А вероятность изменения демпферных выплат в текущий момент очень мала.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *