Cамолеты в Крым нынче не летают, значит, — машиной. А поскольку дорога по северу Азовского моря через новые территории отремонтирована уже почти идеально, решили так и ехать. И чтобы уж совсем было комфортно — на несколько дней остановились ровно на полпути в замечательном городе Бердянске — искупаться на его знаменитых азовских песчаных пляжах.
В пику Остапу Бендеру
Если бы на месте Остапа Бендера оказался любой житель Бердянска, ему не пришлось бы краснеть от незнания имени лейтенанта Шмидта. Единственный в мире музей, посвященный мятежному лейтенанту, находится именно тут, и любой бердянец знает, что знаменитого потомственного морского офицера звали Петр — как и многих его предков, и деда его, и отца, служившего в конце позапрошлого века губернатором этого города.
Бердянск, он же Кутур-Оглы, он же Новоногайск, он же Берды, он же Осипенко: как иная красавица часто меняет мужей и фамилии, так и этот приморский город многократно менял названия — то в честь речки-кормилицы, то в честь героической летчицы. В годы революции гражданская война терзала город, и он многократно переходил из рук в руки. В 1917-м власть захватили Советы, в 18-м их выбили меньшевики, потом их вытеснили германо-австрийские войска; и дальше уже каждые полгода власть снова менялась: германцев сменил гетьманат, гетмана — большевики, большевиков — Деникин, и лишь после победы над белыми власть тут снова отобрали Советы. И кипела горячая кровь южан, и брат шел на брата, и гражданская война разламывала пополам улицы, дома и семьи.
В чем-то история повторяется, и ехали мы сюда с небольшой опаской. И как же было приятно видеть: никогда еще Бердянск не был таким красивым, как сегодня. Идеальные дороги, новая плитка на улицах, отреставрированные фасады. А знаменитые песчаные пляжи полны отдыхающих.
Рыбаки и рыбки
Большущая зеленая реклама зазывает: «Туалет. Посидим как дома!» Детский парк аттракционов гремит музыкой — тут и батуты, и карусели, и «Дом ужасов». И поневоле думается: пусть никогда в этих краях не будет иных ужасов, кроме таких, игрушечных. Многочисленные гостиницы города снова заполнены туристами — в основном из Донецка, Луганска, но много уже и из Ростова, Воронежа и иных более дальних городов.
Памятник «Дети лейтенанта Шмидта». Фото: vk.com/minsportturzo
— Я родилась и выросла в Бердянске, люблю море, и очень радостно видеть такой поток отдыхающих, — говорит и.о. ректора Бердянского педуниверситета Екатерина Степанюк. — Город оживает, пляжи очистились, море теплое, и многие базы отдыха открылись, потому что есть спрос. Даже у «Артека» появился филиал именно у нас!
В этом университете мы проводили как-то презентацию спецвыпуска исторического журнала «Родина». Состав преподавателей тут просто звездный, у самой Екатерины Ивановны четыре высших образования! И даже здание института просто потрясающее, студенты называют его «Хогвартс», и я действительно именно так представлял себе знаменитую школу волшебников. Только учится тут не Гарри Поттер, а студенты из самых разных городов, даже из Москвы. Без экзаменов принимают сюда участников СВО. Всего же в этом году в вузе открыто 1635 бюджетных мест, но есть и желающие учиться на коммерческой основе.
— В советские времена в Бердянске жили 150 тыс. человек, — рассказывает проректор Тимур Камаев. — При Украине численность упала до 80 тыс: начали закрываться предприятия, работы не стало. Началась эмиграция молодежи в Москву. А сегодня наоборот — возвращаются. Из Киева, из Польши, Германии. И уровень жизни вырос, посмотрите: по вечерам даже пенсионеры сидят в кафе — раньше они не могли себе этого позволить, не знали, как заплатить коммуналку. Люди покупают квартиры, машины, рождаются дети. А турбизнес — он и прежде развивался тут в основном за счет российских туристов: даже поезд из Киева ходил только летом, а из Москвы — круглый год. В 2014 году все обрубилось. Только теперь протянули новую железнодорожную ветку на Мелитополь через Мариуполь и Бердянск. И даже православные вздохнули спокойно: с 2014 года в храмы ходить было опасно, потому что они относились к московскому патриархату.
Ампутация Родины
— А главное, — считает Тимур Евгеньевич, — до того, как регион вернулся в Россию, мы жили как в шорах. Вам не понять, потому что вы всегда оставались в большой стране. А я помню: у нас была огромная родина СССР, и когда нас с Украиной отделили — у нас был такой комплекс ампутации, и вот эти постоянные фантомные боли. Ампутация Родины.
Екатерина Степанюк еще и депутат Заксобрания Запорожской области, и потому проблемами восстановления региона занимается комплексно.
Так выглядит Бердянск с высоты птичьего полета. Фото: t.me/glava_brd
— Город стремительно молодеет, обновляется вся инфраструктура. Бердянск получил новые автобусы. Наши шефы из Тверской области проводят капитальную замену системы водоснабжения и канализации города — она не делалась 30 лет, при Украине не выделяли деньги, — рассказывает она. — Капитально ремонтируют дворец спорта, рядом открыли площадку ГТО. Появились МФЦ с банкоматами «Сбера». Выплачиваются детские, маткапитал. При России наш образовательный процесс стал наполнен правильным смыслом. Что теперь главное? Семья, Родина, взаимопомощь. В Курске беда — сотни студентов и преподавателей собирают различную помощь: от мыла и одежды до прицелов ночного видения. Студенты получили множество российских грантов, благодаря чему теперь у нас есть все — от школы юного журналиста до корпуса спасателей. Работали волонтерами и на выставке «Россия» в Москве. Ощущение причастности к жизни огромной страны дает силы.
Снаряды сюда уже не долетают, но угрозы, нападки и даже покушения на ярких и самоотверженных лидеров мнений все еще случаются. Но жителей Бердянска не запугать. Социсследования показали: здесь неуклонно растет уровень жизни и падает уровень стресса. К хорошему быстро привыкают.