Тесное сотрудничество связывает два федеральных музея давно. Так, уже полтора года на территории Фридрихсбургских ворот в Калининграде работает резиденция Петергофа. Сейчас там можно посетить сразу две выставки. Первая посвящена корабельной архитектуре, моделям судов и военно-морским предметам. На второй представлены живописные работы, главными сюжетами которых стали триумфальные победы Петра Великого.
Среди других совместных проектов — ставший уже традиционным яхтенный поход по Балтийскому морю из Калининграда в Санкт-Петербург и обратно. По словам руководителей музеев, в следующем году он состоится в июле.
Кроме того, в 2025-м Петергоф и Музей Мирового океана подготовят масштабную совместную выставку, посвященную 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, которая расскажет о морских десантниках и их подвигах. Памятные мероприятия в контексте проекта пройдут одновременно в Калининграде и Санкт-Петербурге.
По заказу калининградского музея в настоящее время на верфи «Варяг» в Петрозаводске строят реплику ботика Петра I «Святой Николай».
— Это довольно большое судно — около шести метров в длину. Достроят его уже в декабре этого года. Затем паромом доставят в Калининградскую область. В мае 2025-го планируем спустить ботик на воду, а в июне — отправить в наш традиционный поход «Путь к океану». Базироваться судно будет в Калининграде. Также его можно будет увидеть на морских фестивалях, которые проводит музей, — рассказал генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк.
А вот использовать весельный ботик в качестве прогулочного судна для туристов не планируют, поскольку на него возложена, в первую очередь, просветительская функция.
Генеральный директор Петергофа Роман Ковриков и генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк открыли выставку «Императорские яхты». Фото: ФГБУК «Музей-заповедник «Музей Мирового океана»
Одним из примеров сотрудничества между музеями стала выставка «Императорские яхты». Их история началась с царствования Петра I. Именно российский император, являющийся основателем отечественного флота, стал владельцем первых судов, получивших название «Мункер» и «Счастье». Ни для кого не секрет, что он с детства был очарован морем. Во время своего знаменитого путешествия по Европе Петр Великий овладел множеством профессий, включая корабельное дело.
После первых побед в Северной войне началось создание Балтийского флота. В течение двух последующих лет — с 1703 по 1704 годы — построили сразу несколько фрегатов и парусно-гребных шняв. Особенно выделялась среди них уже упомянутая яхта «Мункер», которую корабелы воссоздали по чертежам самого российского императора.
После смерти Петра Iяхтенную традицию продолжила императрица Екатерина II, однако главный расцвет пришелся на период царствования Николая I. Всего в XIX веке на отечественных и зарубежных верфях построили 22 императорские, великокняжеские и должностные яхты. Это были как небольшие скромные парусники, так и роскошные комфортабельные суда с дорогой внутренней отделкой. По сути, каждая яхта отражала интерьерные тренды того времени: для нее создавалось свое убранство, изготавливалась под заказ мебель и уникальные сервизы.
Со второй половины XIX века начали строить комфортабельные яхты для дальнего плавания, в том числе и для наследников престола. Самой большой из них стала «Штандарт», которую заложили в 1893 году на верфи в Копенгагене. Совершенное по инженерно-техническим характеристикам судно принадлежало цесаревичу Алексею.
После революции судьба императорских яхт была незавидной. Многие судна разобрали или вовсе использовали их в качестве мишеней, на которых испытывали противокорабельные снаряды.
— Мы не в первый раз приезжаем с выставкой в наш любимый Музей Мирового океана. Но в этом году мы, пожалуй, впервые привезли наши лучшие предметы, связанные с историей императорских яхт. Это, конечно, картины из Монплезира — очень интересные работы, которые довольно редко покидают наше хранилище. Также в Калининград приехали костюмы царского двора и посуда, которая находилась на императорских яхтах. Привезти фарфор стало непростой задачей, но мы с ней справились, поскольку видим огромный интерес к таким предметам у жителей и гостей региона. Такие выставки помогают нам рассказать историю жизни Петра I или Николая II через предметы из музейных коллекций, — подчеркнул генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков.
По его словам, довезти такую выставку до Калининградской области оказалось непросто из-за сложной логистики. Однако такие проекты крайне важны для российского эксклава. Они помогают понять жителям региона, что все мы находимся в едином историческом и культурном контексте. Ведь мы все — это одна большая страна.
Кстати
Петергоф был единственной приморской резиденцией российских императоров, поэтому на его территории в 2004 году решили открыть музей «Императорские яхты». Его экспозиция рассказывает о малознакомых страницах из жизни царской семьи. Здесь, например, можно увидеть морскую шинель и шкиперскую куртку Петра I, мундирное платье по форме флота императрицы Екатерины II, фотографии и модели императорских и великокняжеских яхт, которые представляли собой практически дворцы на воде. Часть этой коллекции как раз и приехала в Калининград.
Тем временем
Буквально за пару дней до открытия выставки в Калининграде коллекцию музея пополнил новый экспонат — подзорная труба с яхты «Царевна». Сотрудники Музея Мирового океана случайно обнаружили ее на аукционе. После проверки подлинности предмет стал частью выставочной экспозиции.
Подзорная труба с яхты «Царевна». Фото: ФГБУК «Музей-заповедник «Музей Мирового океана»
<rg-embed data-id="369908" code="«>
erid: F7NfYUJCUneLu1fANHBP