В селе Сельцы на Рязанщине, когда полк 1044 там еще только формировался, в сентябре 2022 года побывал Верховный главнокомандующий.
– Владимир Владимирович даже стрелял с нами из винтовки, – вспоминает заместитель командира полка по военно-политической работе Вадим с позывным Клен.
– Мы все пришли по повесткам, – уточняет он.
Сам Клен в свое время окончил военно-политическое училище, демобилизовался из армии в звании майора с должности старшего помощника оперативного дежурного Сухопутных войск России в 2015 году, а сейчас снова служит.
– В управлении полком и батальонами – все бывшие офицеры, а вот среди рядовых военнослужащих немало тех, кто до СВО к профессиональной армии не имел никакого отношения, – поясняет замполит.
Замкомандира полка Вячеслав с позывным Ковыль на гражданке числился в боевом армейском резерве, ушел из армии на пенсию в звании подполковника в 2011 году, перед СВО преподавал на кафедре вооружения и стрельбы военного вуза. Когда началась мобилизация, Вячеслав пришел в военкомат, не дожидаясь повестки, и сам выбрал должность.
В отличие от сослуживцев, начальник психологической службы полка Алексей, имеющий соответствующий позывной Гипноз, до мобилизации был сугубо гражданским человеком – 20 лет проработал судебным экспертом, занимался трудными подростками.
В первом полку России из числа мобилизованных служат в основном жители Рязанской, Тамбовской и Тульской областей, он создавался на базе Рязанского воздушно-десантного училища.
Костяк воинского соединения состоит из бойцов, возраст которых 30-40 лет. Но есть и совсем молодые. Один из них пришел служить по контракту в 18 лет, вслед за отцом, который командует ротой.
На сегодня задача полка – оборона позиций левого берега Днепра. Бойцам поставлена задача не дать противнику прорваться и создать плацдарм.
– Мы должны обеспечить врагу такие условия, чтобы он не мог сосредоточиться и подойти к нашей линии фронта. ВСУ с помощью артиллерии отогнаны на 30-40 километров от берега, – поясняет Ковыль.
Первое время в зоне ответственности мотострелков было более спокойно, сейчас на них увеличилось огневое воздействие со стороны противника. Он засылает на нашу сторону по 30-40 беспилотников в день.
Бойцы несут круглосуточное боевое дежурство на наблюдательных постах. Везде установлены камеры, наши видят правый берег практически весь.
За два года несения службы около 800 бойцов полка поощрены государственными и ведомственными наградами. Особенно отличились разведчики. Среди них – водитель разведроты Анатолий из Рязани. Будучи ранен, он под интенсивным обстрелом врага эвакуировал других военнослужащих, получивших ранения. 35-летний рядовой представлен к ордену Мужества.
Разведчики работают в многокилометровой зоне, вплоть до Каховки. Полк 1044 в группировке войск “Днепр” – в первых рядах по количеству перезаключивших контракт с Минобороны России.
– Мотивация – не деньги. Люди видят, что происходит, что они здесь нужны и справляются с задачами, поэтому планируют связать свою жизнь с армией, при этом почти все бойцы – семейные, дома их ждут жены, дети, невесты, – к разговору подключается начальник психологической службы Алексей.
– Люди уже относятся к службе как к обычной работе, только связанной с риском для жизни. Но психологические проблемы, конечно, бывают и у них, – замечает полковой психолог.
В первом полку из числа мобилизованных служат жители Рязанской, Тамбовской и Тульской областей. Создан он на базе Рязанского училища ВДВ
Главная из них – отрыв от дома. Военные находятся на линии боевого соприкосновения или в ограниченном пространстве – в блиндаже круглые сутки, это давит.
Если проблема носит временный социальный характер, человека нужно в отпуск пораньше отпустить, чтобы какие-то дела на гражданке порешал, командир всегда идет навстречу. При необходимости лечения боец эвакуируется в медицинский отряд. Но таких – единицы, – рассказывает Алексей.
На настроение бойцов влияют в том числе бытовые условия. В полку они просто отличные. В блиндажах обустроили даже бани. Нет проблем с продовольствием. Военные даже помогают продуктами питания жителям близлежащих сел – крупами, мукой, тушенкой.
– С населением дружим. “Ждунов” в нашем колхозе уже нет, уехали, тот, кто остался, получил российские паспорта. Местные – очень трудолюбивые, работяги, в пять утра – они уже в поле, – говорит замполит.