Уже успешно завершились такие госпрограммы, как “Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан”, “Развитие институтов рынка труда”, “Безопасный труд”. Достаточно неплохие условия обеспечивает социальный контракт, который органы власти заключали с безработными гражданами трудоустройство, организацию ЛПХ, поиск работы и обучение.
В декабре 2024 года завершится очередной проект содействия занятости населения, который действовал с 1 января 2019-го. Уже сейчас видны его позитивные результаты. Изначально программа предполагала действия по нескольким направлениям: там есть и инфраструктурные решения, и цифровизация, и строительство, и обучение. Например, программа “Содействие занятости населения” предусматривала увеличить количество мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте до трех лет, чтобы молодые мамы могли работать. По ней ведется профессиональное и дополнительное обучение отдельных категорий граждан, причем охватывается достаточно большой контингент: и матери малышей, и ветераны СВО, и предпенсионеры, и люди, оказавшиеся под угрозой сокращения, и инвалиды, и молодежь, не имеющая никакого образования, кроме школьного.
Для лиц предпенсионного возраста и пенсионеров обучающие программы организуют с целью смены профессии и сферы деятельности, чтобы они могли зарабатывать на жизнь. Очень большое внимание уделяется молодежи: профессиональное или дополнительное обучение идет по программам, рассчитанным как минимум на четыре месяца, и заканчивается оно трудоустройством. Таким образом, при бюджетном финансировании этих программ четко проявляются принципы эффективности, результативности, целевого адресного характера расходования денежных средств, закрепленные в Бюджетном кодексе.
В чем еще плюс программы содействия занятости? Она продолжает линию модернизации центров занятости населения. Целью модернизации стали клиентоориентированность, доступность и индивидуальный подход. Причем эти принципы работают не на словах, а на деле. Если посмотреть статистику по регионам, то видно, что вакансии и условия труда подбираются под конкретного человека.
Открыт сайт “Работа в России”, который сегодня, в том числе в условиях реализации Стратегии развития Дальневосточного федерального округа до 2030 года, позволяет человеку из любой точки страны и даже соотечественникам из-за рубежа подобрать регион, квалификацию, заработную плату для будущего трудоустройства. И все на одном сайте!
Государство действительно приступило к политике активной занятости. Не просто платить пособие по безработице, которое ни для общества, ни для государства, ни для самого человека ничего хорошего не дает, а обеспечить гражданина рабочим местом и заработком. Ведь нередко люди вставали на биржу труда, только чтобы получать это пособие. В сельской местности многие вообще не стремились найти работу, повысить качество своего образования и собственные доходы, поскольку помощи от центров занятости и органов социальной защиты хватало на покрытие минимальных потребностей.
Сейчас подход другой. Все сделано для того, чтобы человека обучить и трудоустроить.
На июльской коллегии министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики отмечалось, что именно благодаря государственным проектам, а также частным, софинансируемым из федерального бюджета, меняется ситуация на рынке труда. В 2023 году в ДФО введено в эксплуатацию 157 новых предприятий и создано 20 тысяч рабочих мест.
И в интересах работодателей федеральный центр обеспечивает финансирование для привлечения кадров: целевые федеральные бюджетные деньги идут в регион, который определяет ключевых работодателей, компании привлекают работников с других территорий, а регион компенсирует предприятиям расходы на переезд, небольшой период обучения и обустройство сотрудников на новом месте. Такой подход действительно позволяет насытить кадрами Дальний Восток или другие отдаленные регионы.
Закреплению молодых специалистов, конечно, способствует льготная “дальневосточная ипотека”. Ее привлекательные условия дают возможность молодым семьям получить жилье и остаться в ДФО.
Помимо продолжения льготной ипотеки на Дальнем Востоке реализуются программы предоставления арендного жилья, где плата составляет одну треть рыночной стоимости. Для России это относительное новшество, не во всех регионах такое есть.
Любая кадровая программа, финансируемая государством, должна иметь долговременный эффект. И без решения жилищной проблемы не обойтись.
В феврале 2024 года в своем Послании Федеральному Собранию президент анонсировал, что будет запущена госпрограмма “Кадры”. С учетом тех важных успехов, которые достигнуты благодаря национальным проектам, новой госпрограмме, на мой взгляд, нужно решить несколько задач.
За счет казны нужно учить только тех, кто по целевому контракту пойдет работать именно в бюджетную сферу
Считаю, что обучение молодых специалистов на бюджетной основе должно проходить только по целевому контракту, причем эти специалисты должны насыщать в первую очередь бюджетную сферу, а также государственные и муниципальные предприятия. Таким образом, обучая человека за бюджетные средства, государство гарантирует: первое, что будут кадры на предприятиях, они никуда не станут уходить из бюджетной сферы, и второе, что молодой специалист, занятый в экономике региона, будет получать доход.
Сейчас же государство тратит средства, обучая человека в течение четырех или пяти лет, а потом выпускники либо работают не по специальности (и, соответственно, рынок труда не насыщается), либо идут трудиться в частный сектор, где им, возможно, предоставляют более выгодные условия. Получается, за бюджетный счет государство готовит кадры для кого угодно, только не для себя.
Очень ярко это проявляется в сферах здравоохранения и образования. По этим профессиям выпускают много студентов, но до медицинских учреждений, детских садов, школ они не доходят. Между тем на такие специальности очень большой социальный заказ. Например, есть вузы, которым государство выделяет ежегодно на подготовку специалистов до 100 бюджетных мест. Тенденция повсеместная: в госуниверситетах увеличивается количество бюджетных мест на педагогических и медицинских специальностях.
И выходит, что государство финансируют обучение этих специалистов, а потом решает проблему кадрового голода в образовании, здравоохранении, а также в логистике, промышленности. По сути, дважды платит за одно рабочее место: сначала тратит средства, чтобы выучить человека, а потом – привлечь и замотивировать его. Государство рассчитывает, обучая за свой счет студентов, что в экономику и социальную сферу придут высококлассные современные специалисты, насытят отрасли кадрами, а этого не происходит, потому что юридических обязательств у выпускников нет.
Главным основанием для занятия абитуриентом бюджетного места является высокий балл по ЕГЭ. Плюс выплачивается стипендия, иногда повышенная. В приоритетном порядке предоставляется общежитие. И в итоге выпускник может не прийти в те учреждения, где есть кадровый голод в регионе. Нарушаются принципы целевого, адресного, результативного расходования бюджетных средств.
Поэтому, на мой взгляд, следует пересмотреть подход к госзаказу на обучение молодых специалистов. За счет казны нужно учить только тех, кто по целевому контракту пойдет работать именно в бюджетную сферу. Либо же человек, желая получить конкретное образование, поступает в вуз на коммерческой основе. Частные же компании могут делать заказ высшим учебным заведениям на подготовку специалистов по конкретным программам, заключая договоры. Более того, некоторые крупные работодатели сами открывают базовые кафедры в вузах и колледжах и готовят кадры для себя.
Вот пример. В июле в Забайкалье Краснокаменский горнопромышленный техникум и Забайкальский горный колледж заключили соглашения с компаниями горной и атомной промышленности о создании образовательно-производственных кластеров для подготовки кадров. В первом заинтересованы компании “Удоканская медь”, “Мангазея майнинг”, “ГРК Быстринское”, “Прииск Усть-Кара” и “Вертикаль”, во втором – Приаргунское производственное горно-химическое объединение. Замечательно! Эти колледжи готовят специалистов для конкретных заводов, но все идет в копилку государства, потому что данные отрасли стратегического значения. Это соответствует политике – и социальной, и промышленной.
Еще один плюс предложения давать образование за бюджетный счет только по целевому контракту – в легкой просчитываемости кадровой политики, прогнозируемости восполнения кадрового дефицита. И планы по изготовлению продукции и оказанию услуг госсектора также легко просчитываются, когда понятно, сколько специалистов будет работать в конкретный период.
Вернусь к модели центров занятости, которые четыре месяца обучают и затем трудоустраивают. Бюджетные деньги потрачены не впустую: человек получил квалификацию и как минимум год работает. Считаю, что этот опыт нужно перенести в сферу вузовского образования и подготовки кадров. Если говорить о бюджетном секторе, такая модель за пять-десять лет решит проблемы с дефицитом рабочей силы в ДФО и Арктике на любом проекте.