Трагедия на карельском Сямозере, где в 2016-м году погибли 14 детей, отдыхающих в детском лагере, породила фобию у многих родителей. Вся страна знает о том кошмаре, который случился. Но задолго до него недалеко от Москвы произошла похожая страшная история, о которой почти никто не говорил, когда это случилось, а сейчас и вовсе забыли.
Более 60 лет назад в подмосковном лагере «Луковое озеро» произошло ЧП всесоюзного масштаба — в считанные мгновения здесь погиб пионеротряд из 26 человек и двое взрослых. Накануне завершения последней летней смены в лагерях современник трагедии из Электростали рассказал аif.ru детали засекреченного происшествия.
Реликтовое или меценатское?
Лагерь «Луковое озеро» располагался недалеко от Ногинска, в ныне Богородском округе Подмосковья. Свое необычное название он взял от одноименного озера, своей формой напоминающего луковицу. В центре водной глади находится маленький остров, соединенный с «материком» мостом-перешейком.
Принадлежал лагерь металлургическому заводу «Электросталь» и с 1938 года исправно принимал на отдых детей сотрудников. До 1960-го года здесь ежегодно проводил свои школьные каникулы и бывший сотрудник завода Анатолий Арзамасцев.
Он хорошо помнит, как жители города спорили о происхождении необычного озера. Кто-то говорил, что озеро — реликтовое, другие считали, что к его созданию приложил руку знаменитый меценат Савва Морозов, который некогда владел этими землями. Якобы, по его распоряжению, рабочие выкопали котлован, который стал озером. Обе эти версии так и не нашли доказательств.
Остров до сих пор окружает густой сосновый бор, внутри острова тоже растут сосны. Чистейший воздух, вода, живописные виды — за путевками в лагерь заводчане стояли в очереди.
«Это было прекрасное место для отдыха. Мне нравилось там практически все: прекрасное питание, спортивные площадки, уютные комнаты. Дети играли в футбол, баскетбол, волейбол, занимались теннисом. Именно в этом лагере начинали карьеру многие заводские спортсмены», — вспоминает Анатолий Александрович.
Последнее путешествие
В 1960-м году семиклассник Анатолий впервые не поехал на отдых в лагерь. О трагедии на озере он узнал от родителей, друзей и соседей.
Одним из любимых развлечений детей были водные прогулки по озеру на катамаранах.
«Они представляли собой две обыкновенные прогулочные лодки, соединенные между собой крепкими деревянными сваями. На поперечной перекладине стоял мотор. Плавсредство было очень устойчивым», — говорит Арзамасцев.
Анатолий Александрович сам неоднократно катался на таких катамаранах и отмечает: за безопасностью в лагере строго следили. Моторист и сопровождающие не разрешали детям свешиваться за борт и дотрагиваться до воды. Наказанием служил запрет на купание.
10 июня отряд из почти тридцати школьников в возрасте 9-10 лет возвращался в лагерь с прогулки по противоположному берегу. До моста оставался еще почти километр, как друг воспитательница заметила у воды катамаран с мотористом. Плавсредство было только после ремонта и моторист проверял двигатель. Воспитательница упросила мужчину помочь им и переправить на остров.
Моторист распределил детей поровну, усадил воспитательницу, сел в лодку сам и повез пассажиров в последнее путешествие.
«Висели как гирлянды на елке»
О том, что произошло дальше, нет достоверных данных. Общепринятая версия гласит, что в процессе поездки у лодки заглох мотор, та застыла на середине озера. И пока мужчина возился с катамараном, дети стали баловаться, тот накренился и перевернулся.
«Это неправда, не мог катамаран перевернуться. Это было очень надежное, устойчивое плавредство. К тому же тот день был безветренным, на озере не было даже ряби», — говорит Арзамасцев.
Он отмечает, что во всем виновата паника. Из информации, собранной по крупицам от очевидцев трагедии, он составил картину произошедшего.
«Кто-то из детей что-то уронил в воду, потянулся и упал за борт. Следом за ребенком прыгнула воспитательница. Возможно, ей и удалось бы вытащить упавшее дитя из воды, если бы остальные ребята не кинулись ей на помощь», — говорит Арзамасцев.
Началась паника. Как в домино, один за другим, дети падали в воду. Ребят пытались вытащить моторист с воспитательницей, и те цеплялись за них, как за единственную соломинку.
«Когда утонувших моториста и воспитательницу вытаскивали, вместе с ними подняли детей — словно новогоднюю гирлянду, те висели на взрослых, крепко вцепившись в одежду», — вспоминает Анатолий Александрович.
Круги на воде
Тонущих пытались спасти люди с берега. В частности парень из старшего отряда Геннадий Москалев помог добраться до суши одному мальчику. А рыбак Леонид Белоусов вытащил девочку. Количество спасенных очень невелико: по словам очевидцев трагедии, дети ушли под воду в считанные минуты.
«Трагедия быстро обросла мифами. Так, например, люди рассказывали, что одна девочка до берега доплыла, но обернулась, увидела круги на воде и умерла от разрыва сердца. Но это уже сказки, которым нет подтверждения», — говорит мой собеседник.
В той трагедии друг и сосед Арзамасцева потерял свою младшую сестренку — Настю Гавриленко. Много лет спустя, когда Анатолий Александрович вырос, встретил свою судьбу и женился, он узнал, что воспитательница, погибшая на Луковом озере, была учительницей его супруги. В тот роковой день в отряде педагога Марии Зиновьевой была и ее дочь. Девочке выжить не удалось.
Остановилось сердце
«Детей хоронили всем городом. А в городе на то время жило около 150 тысяч человек. Гробы с детьми несли через огромный человеческий коридор, все плакали», — вспоминает Арзамасцев.
ЧП на «Луковом озере» строго засекретили. Ответственность за происшедшее понес директор лагеря Иван Зубов.
«До сих пор помню его. Это был прекрасный человек, военный в отставке, бдительно следящий за порядком в лагере. По роковой случайности в день трагедии он поехал заказывать новые лодки для прогулок по озеру», — говорит Арзамасцев.
Как выяснилось, незадолго до трагедии Зубов запретил катать детей на катамаранах. Суд посчитал этот приказ смягчающим обстоятельством и назначил директору лишь три года тюремного заключения. Случившееся очень тяготило мужчину. Выйдя на волю, он умер: остановилось сердце.
«Аллея погибших детей»
Все погибшие похоронены на старом кладбище в Электростали. В первые годы после трагедии «аллея погибших детей» была буквально усыпана цветами.
«К сожалению, для некоторых семей ЧП на озере оказалось не последним. Так, например, многодетную семью погибшей девочки Веры Синько настигли новые трагедии: два года спустя утонул в реке Шерне сын Федя, а еще через три года умерла от заражения крови дочка Надя. Похоронены сестры на старом кладбище рядом», — рассказал Аркадий Арзамасцев, сын Анатолия Александровича.
Сегодня «Луковое озеро» — это островок безмятежности для утомленных бешеным ритмом жизни москвичей и жителей Подмосковья. Сюда едут рыбачить, загорать, кататься на сапах. Работает и детский лагерь, правда уже под другим названием. Отзывы в Сети — замечательные. Родители школьников хвалят природу, насыщенность мастер-классами, хороших вожатых и отлаженную систему безопасности. Знают ли они, что здесь было в 1960-м? Вряд ли.
<!—Расположение: —>