Каких-то сто лет назад Минск был типичным провинциальным городом, где шестиэтажная гостиница «Европа», оборудованная лифтом, считалась чудом света. В 1933 году по проекту российского архитектора Лангбарда был сооружен самый высокий в Минске 9-этажный Дом правительства. По счастью, обе архитектурные вехи сохранились, в то время как 80% Минска в годы войны было обращено в руины. Отстраивать белорусскую столицу решили с размахом, как витрину Советского Союза на западном направлении. На Привокзальной площади напротив старого железнодорожного вокзала в 50-е годы XX века появились две симметричные 11-этажные жилые высотки, напоминающие своих знаменитых московских «родственниц». Неподалеку начинается нынешний проспект Независимости, протянувшийся на полтора десятка километров в сторону Москвы. Его центральная часть, застроенная 5-6-этажными зданиями по проектам в основном российских зодчих, считается архитектурным шедевром, достойным бережного сохранения.
Но вскоре минская архитектура заболела высотным строительством. И дело не только в мировых строительных тенденциях и творческих амбициях, но и в том, что белорусская столица втиснута в прокрустово ложе 56-километровой кольцевой автодороги. А ведь население города стремительно росло! По генеральному плану Минска к 1960 году оно должно было достичь 500 тысяч человек, а к 1980-му — миллиона. Однако этот рубеж был взят еще в 1972-м, а сегодня в столице проживает около двух миллионов минчан, не считая приезжих. И всех надо обеспечить жильем, школами, поликлиниками, магазинами и другими объектами социальной инфраструктуры. Сооружались и крупные промышленные предприятия, административные здания.
В непосредственной близости от населенных пунктов Минского района не планируется ставить многоэтажные дома
В итоге, чтобы уплотнить застройку, на смену пятиэтажным хрущевкам пришли девятиэтажные панельные «брежневки», а затем 12-, 16-, 25-этажные типовые жилые дома. Вслед за 90-метровым 24-этажным зданием института «Белбыттехпроект», более 20 лет являвшимся самым высоким в столице, уже в наше время появились жилые и административные постройки высотой 130, 133, 138,6 метра. Их проекты разработаны в том числе белорусскими архитекторами.
Однако по международным критериям небоскребом считаются постройки высотой более 150 метров. Некоторые специалисты указывали на возможные отрицательные последствия такого строительства для минской застройки, в том числе исторического центра. Взвешенно прозвучало мнение декана архитектурного факультета Белорусского национального технического университета профессора Армена Сардарова:
— Каждый город имеет свою исторически сложившуюся застройку. И наш Минск тоже, со своей высотой. Мы можем присмотреться к опыту Москвы, в которой в новом районе сгруппировали небоскребы. Я думаю, что для Минска такой подход также перспективен, но не нужно торопиться, мы к этому придем.
Как видим, так и получилось. Однако появятся ли в белорусской столице еще более высокие строения? Время покажет.
— Формирование комфортной среды очень важно, — отметил председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев. — В Минске сочетается и старая, и новая застройка. Архитектурный ансамбль устоялся. Аккуратно, взвешенно подходим к каждому строящемуся зданию. Нужно сделать так, чтобы новостройки вписывались в городскую среду, ее дополняли.
Досье «СОЮЗа»
Если 30 лет назад на одного жителя приходилось 16 квадратных метров жилой площади, то сейчас — больше 24 «квадратов». Цель — достичь вполне комфортного 31 квадратного метра на среднестатистического минчанина.