Эксперты ожидают, что российский производитель алюминия продемонстрирует улучшение показателей своей операционной деятельности и финансовых результатов по итогам шести месяцев, прошедших с начала 2024 года. Так, по оценкам «БКС Мир инвестиций», РУСАЛ может отчитаться о росте EBITDA — так называют прибыль компании до вычета процента по кредитам, налога на прибыль и амортизации по основным нематериальным активам.
Данный показатель может увеличиться более чем в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до отметки в 790 миллионов долларов США. Ожидается и снижение долговой нагрузки по показателю «чистый долг/EBITDA» — до 4,7 с 7,4 на конец 2023 года. Сокращение выручки компании по сравнению с предыдущим годом прогнозируется на 7,5%.
Отмечает экспертное сообщество также и тот факт, что на прошлой неделе США ввели очередной пакет экономических санкций в отношении нашей страны, но российский производитель алюминия сумел избежать попадания в этот список. Хотя новые американские санкции в целом направлены на российскую черную и цветную металлургию. Непопадание РУСАЛа в очередной санкционный список помогло его акциям показать «динамику лучше рынка», хотя котировки все равно держатся на уровне минимумов, зафиксированных осенью 2022 года.
Европейский союз в рамках новых антироссийских санкций также может заблокировать ввоз в страны ЕС российского алюминия и продукции из него, предполагает независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. В настоящее время запрет на ввоз российского алюминия, а также меди и никеля действует только в США и Великобритании. А в Евросоюзе действуют ограничения на импорт изделий из алюминия, в том числе проволоки, труб и фольги. Но, судя по публикациям в прессе, ЕС разрабатывает новый пакет санкций против России, который может затронуть металлургический сектор в том числе.
Текущий кризис для российской алюминиевой отрасли эксперты называют во многом уникальным. Предыдущие крупные кризисы были отмечены в 2008-2009 и 2012-2013 годах. Но тогда проблемы носили глобальный характер и были связаны с макроэкономической ситуацией и кризисом в финансовой сфере в целом во всем мире. Спрос в мировой экономике в те периоды времени снижался, что влекло за собой снижение продаж производителями металла по всему миру. Логичным следствием тех событий стало ухудшение их финансового положения.
В период первого из описанных кризисов к операционному управлению РУСАЛом вернулся основатель компании Олег Дерипаска. Можно констатировать, что именно под его руководством российский алюминиевый гигант преодолел глобальную рецессию.
В 2012 году по инициативе Олега Дерипаски компания приняла долгосрочную программу замены устаревших мощностей на современные производства и переноса основного объема выпуска металла в Сибирский регион. Заводы в европейской части России были переориентированы на производство новых видов продукции. Кроме того, РУСАЛ приступил к разработке революционной технологии инертного анода. Она позволяет использовать нерасходуемые материалы, что в итоге значительно сокращает выбросы парниковых газов.
К слову, в структуру компании входят четыре научно-исследовательских и проектных института. Ориентация на долгосрочное развитие и технологическое лидерство позволили ей превратиться в крупнейшего производителя алюминия с низким углеродным следом — металла, который играет важную роль в развитии зеленой экономики и переходу к безуглеродному будущему.
В 2022 году действия недружественных стран, в том числе при лоббировании со стороны глобальных конкурентов РУСАЛа, привели к тому, что российская алюминиевая промышленность потеряла не только рынки сбыта, но и около трети объема глинозема — материала, из которого производится алюминий.
Ранее глинозем поставлялся в Россию с собственных предприятий РУСАЛа за рубежом. В начале текущего года стало известно о том, что российская компания приобрела долю в китайском производителе глинозема. Налаживание новых каналов поставок сырья, а также успешная переориентация на новые рынки сбыта, вероятно, и позволила отечественному алюминиевому гиганту стабилизировать негативную динамику, а России — сохранить позиции в стратегически важном секторе экономики.