Напомню, сегодня в столице действуют пять полноценных автовокзалов — «Центральный», «Южные ворота», «Северные ворота», «Саларьево»и «Красногвардейский». Последний открылся после реконструкции в конце прошлого года. Есть еще две автостанции: «Орехово» и «Варшавская». В общей сложности в рабочие дни междугородними автобусами пользуются около девяти тысяч пассажиров, причем с каждым годом все больше.
Почему? Ответ на вопрос во многом кроется в самих автовокзалах. Какими они были раньше, лет 10-15 назад? Толпы людей, грязь, неудобства, никакой возможности комфортно подождать автобус, без удобной навигации, на перронах не протолкнуться… Да что там — междугородние автобусы часто вообще отправлялись не от автовокзалов, а откуда придется. У железнодорожных вокзалов, например, стояли зазывалы и кричали: Воронеж, Волгоград, Саратов! Заинтересовавшихся отправляли в соседний переулок, где и заполнялся видавший виды ветхий автобус.
Чаще всего на автобусах ездят в Новомосковск
Сейчас же московские автовокзалы по уровню сервиса могут вполне сравниться с аэропортами. Комфортные залы ожидания, комнаты матери и ребенка, камеры хранения, кафе и вендинговые автоматы, аппараты для аренды зарядных устройств, бесплатный Wi-Fi… В «Красногвардейском» в зале ожидания появились даже полулежачие места с разъемами для зарядки телефонов.
Кроме того, обновился и парк автобусов — перевозчики конкурируют в борьбе за клиентов и стараются привлечь их современным транспортом с кондиционерами, удобными креслами и медиаэкранами. При этом цена билета на автобус обычно ниже, чем на поезд, а времени в пути автобусная поездка занимает меньше. «Междугородние автобусы — удобная альтернатива поездкам на железнодорожном транспорте, — считает заммэра Москвы Максим Ликсутов. — По уровню комфорта московские автовокзалы сегодня среди лучших в Европе, и мы продолжаем улучшать качество обслуживания пассажиров».
Кстати, с автовокзалов в столице уходят рейсы не только в регионы нашей страны, но и за рубеж. С начала года в международные поездки на автобусах отправились 95 тысяч пассажиров — в Беларусь, Грузию и другие ближайшие страны.
Но большинство пассажиров, конечно же, ездят все-таки внутри России. Самые популярные направления — Новомосковск в Тульской области, Киржач во Владимирской области и Воронеж. В Новомосковск с начала года на автобусах из Москвы уехали почти 50 тысяч человек. «Ежедневно между вокзалом «Красногвардейский» и Тульской областью комфортабельные автобусы туристического класса совершают по шесть рейсов. Это самое популярное направление междугородних перевозок. С начала летнего сезона автобусы отправляются из Москвы в утренние часы, а в обратную сторону днем. Дорога занимает три часа», — объясняет Ликсутов.
Наибольшей популярностью среди пассажиров пользуются города, куда на автобусе можно добраться за несколько часов. На более дальние расстояние многие уже отдают предпочтение поезду или самолету, но и автобусы тоже не пустуют. Причем на них нередко ездят даже на курорты, к морю и горам. К примеру, в ближайшую пятницу запланировано три рейса в Геленджик.