Военно-Грузинская дорога соединяет Владикавказ и Тбилиси через пограничный пункт пропуска “Верхний Ларс”. Сейчас это единственный сухопутный маршрут, связывающий Россию с Грузией и далее – с Арменией и другими странами ближнего и дальнего зарубежья. Нагрузка на дорогу уже высока, но продолжит расти с использованием международного транспортного коридора “Север – Юг”, который соединяет Россию и Иран, а также другие страны на этом пути.
Пункт пропуска может обслуживать в день около 700 грузовиков на выезд, но саму дорогу часто перекрывают из-за погодных явлений или на ремонт. И тогда в Северной Осетии скапливаются тысячи грузовиков, водителям которых нужно где-то дождаться своей очереди на проезд. Многокилометровые пробки к “Верхнему Ларсу”, где можно стоять днями, должны остаться в прошлом благодаря улучшению инфраструктуры для транзитных фур.
Сотрудники МВД следят только за выполнением правил ПДД, а управлять, распределять, разворачивать – это в их полномочия не входит. Дорожный патруль займется этой работой
– В 2022 году мы создали Центр организации дорожного движения, который занимается электронной очередью, – рассказал корреспонденту “РГ” председатель Комитета дорожного хозяйства Республики Северная Осетия – Алания Тариэль Солиев. – На базе ЦОДД теперь мы формируем транспортный патруль, который будет регулировать движение транспортных потоков. Дело в том, что сотрудники МВД следят только за выполнением правил дорожного движения, а управлять, распределять, разворачивать – это в их полномочия не входит. Так вот дорожный патруль и займется этой работой.
По словам Солиева, есть и другие направления работы в регионе, которые должны помочь упорядочить движение грузовиков через Северную Осетию. Например, ЦОДД уже синхронизировал свою работу с таможней, пограничниками, сотрудниками полиции и Ространснадзора. Также специалисты контролируют и пункты весогабаритного контроля. Теперь информацию с таких пунктов контроля хотят в автоматическом режиме передавать на таможенный пункт, чтобы не тратить лишнее время при пересечении транспортом границы.
Кроме того, планируется улучшить работу электронной очереди. Сейчас с помощью видеокамер при въезде в республику собирается информация об автомобилях и передается в таможенную и пограничную службы, а также в ГИБДД. После этого с соблюдением очереди выстраивают колонну с перехватывающей парковки, чтобы не создавать пробку на Военно-Грузинской дороге.
– Мы хотим добиться того, чтобы участники движения удаленно смогли встать в электронную очередь, зная, когда они прибудут в Северную Осетию, то есть за два-три дня до приезда можно выбрать подходящее время и приехать тогда, когда нужно, не стоять по несколько дней в ожидании. Это даст свой эффект, позволит не скапливаться автомобилям, – пояснил Тариэль Солиев.
Так как транзитный транспорт движется строго по федеральным дорогам, то Росавтодор на территории Северной Осетии построил стоянку для грузового транспорта, где сейчас могут разместиться порядка 450 грузовых машин и более 200 легковых. Но мест уже не хватает. К примеру, 14 августа в электронной очереди было зарегистрировано свыше 3,8 тысячи грузовиков. Связано это и с сезонным увеличением турпотока, и с ремонтными работами на дорогах в Грузии по ту сторону границы. В итоге большегрузы начали доставлять немалые проблемы жителям Северной Осетии. Другого выхода, кроме как встать на обочине, у водителей грузовиков пока что нет.
Когда происходят такие случаи, глава республики даже вводит режим повышенной готовности, который ограничивает въезд нового транзитного транспорта на территорию региона.
Но и эта ситуация должна вскоре измениться: руководство Северной Осетии приняло решение выделить для стоянки транспорта по 10 гектаров земли в трех местах: при въезде в республику, в районе поселка Алханчурт и в самом Дарьяльском ущелье в районе селения Чми, где и проходит Военно-Грузинская дорога. Каждая из новых стоянок будет вмещать порядка 500 машин, что на сегодня позволило бы полностью решить проблему.
Сейчас жители республики очень ждут окончания строительства обхода Владикавказа. Работы уже в разгаре, и первоначально их планировалось завершить до конца 2024 года, однако сейчас окончание работ перенесли на 2026 год. Сметная стоимость объекта, по опубликованным документам, составляет более 14 миллиардов рублей. Согласно проекту обход будет начинаться от трассы Архонская – Владикавказ, пройдет через дорогу Владикавказ – Алагир и далее выйдет на Московское шоссе на выезде из города.
– Эта объездная дорога поможет нам убрать с улиц Владикавказа транзитный транспорт и разгрузить городские трассы. Кроме того, это крупный объ-ект транспортной инфраструктуры, который позволит динамично развивать данную отрасль экономики, – делать ее конкурентоспособнее, – прокомментировал ситуацию глава Северной Осетии Сергей Меняйло.
При строительстве обхода Владикавказа возведут три развязки, семь путепроводов (два – тоннельного типа) и мост через реку Черную (также реконструируют старый действующий мост). На всем протяжении смонтируют линии электроосвещения, установят осевое и краевое барьерные ограждения. Вдоль трассы появятся зеленые насаждения. Проектом предусмотрена также зона отдыха с детской площадкой, беседками, душевыми и туалетом. Стоянка площадью 90 тысяч квадратных метров рассчитана примерно на 650 автомобилей – 2/3 мест отведут для грузового транспорта.