Так, в Челябинской области с 1 сентября учителям до 35 лет, отработавшим в школах один год, будут выплачивать премию 60 тысяч рублей, при стаже два года — 100 тысяч, после трех лет работы — 140 тысяч. Стимулирующие выплаты на заре карьеры, как считают власти, позволят удержать молодые кадры до получения всех полагающихся за стаж и нагрузку надбавок.
На ненормальную ситуацию, отбивающую у молодежи всякую охоту работать в школе, внимание «РГ» еще два года назад обратил ректор Челябинского госуниверситета Сергей Таскаев. Он отметил, что число сдающих ЕГЭ по физике за последние годы резко снизилось и набрать студентов для подготовки инженеров, конструкторов, IT-специалистов вузу все сложнее. По мнению ректора, проблема возникла как раз из-за нехватки учителей-предметников в школах. Из-за дефицита кадров педагоги становятся многостаночниками, и физику может преподавать учитель физкультуры, например, потому что больше некому. Единственный выход из этой ситуации — укрепление среднего звена образования и прежде всего в доведении зарплаты начинающих учителей до уровня средней по региону. Иначе они просто уходят из школ, столкнувшись с первыми трудностями.
Судя по сообщениям собкоров «РГ» с мест, поднимать зарплату пока удается с трудом. Так, в Петербурге среднемесячная зарплата у начинающих учителей невелика — немногим больше 40 тысяч рублей, поэтому специалистам с высшим образованием доплачивают две тысячи рублей в месяц, со средним — полторы. При этом, как обнадеживают власти, 30 лучших педагогов в этом году смогут получить премию 200 тысяч рублей, и на нее немало и молодых претендентов. В Ленинградской области специалисты до 35 лет могут рассчитывать на одноразовую выплату в 100 тысяч рублей. 200 тысяч рублей положены учителям за личную победу в профессиональных конкурсах и 150 тысяч — за призовое место.
В Башкирии на проблему обратили внимание еще пять лет назад. Особо остро в республике она стоит в глубинке. Поэтому молодых учителей в селах Башкирии, где живут не больше 20 тысяч человек, поддерживают грантами за профессиональные достижения в 690 тысяч рублей. Но есть условие: педагоги-победители должны взять на себя обязательство проработать в сельской школе не меньше десяти лет. Так, в этом году гранты получат 150 учителей до 35 лет. Правда, повторно участвовать в конкурсе они уже не смогут.
Из-за дефицита кадров педагоги становятся многостаночниками, и физику может преподавать учитель физкультуры, например
В Омской области все молодые сельские учителя получают стимулирующую выплату — 20 тысяч рублей в год. При этом могут рассчитывать на подъемные 108 тысяч рублей на строительство или приобретение жилья. Ко всему им компенсируют коммуналку — 2,3 тысячи рублей в месяц. Все молодые омские учителя первые три года работы получают двойной оклад. За четвертый год работы полагается надбавка в 70 процентов, за пятый — 50 процентов. Введено в регионе и поощрение за повышение квалификации: 10 тысяч рублей за первую категорию, 15 тысяч — за высшую. Цель не только привлечь в профессию выпускников вузов и ссузов, но и стимулировать молодых педагогов профессионально развиваться. Еще один стимул — премии до 500 тысяч рублей победителям профессиональных конкурсов, число которых в этом году выросло больше, чем в три раза. Значит, и возможности у молодежи стало больше.
Одни из самых щедрых выплат молодым учителям действуют на Ямале. Для них специально разработали проект «Новый учитель Ямала», по нему можно получить грант в 600 тысяч рублей. Всем педагогам до 30 лет в регионе сразу при устройстве на работу выплачивают 100 тысяч, выделяют ведомственное жилье или компенсируют затраты на его аренду. Лучшим классным руководителям начисляют премию в 25 тысяч. Преподаватели, подготовившие победителей Всероссийской олимпиады школьников, получают 300 тысяч рублей, а призеров — 150.
Кроме того, сейчас на Ямале молодые педагоги могут с первого дня работы получать северные надбавки, а это 80 процентов к зарплате. В результате даже начинающий педагог может зарабатывать по 150 тысяч рублей. Еще три года назад для этих выплат нужно было сначала выработать северный стаж — отработать пять лет. Все меры в совокупности дают результат. Так, в этом году благодаря проекту «Новый учитель Ямала» в школы придут 59 педагогов. 790 учителей начали получать «северные» с первого дня работы в прошлом году, а значит, есть надежда, что они продолжат работать в школе.
Комментарий
Анна Дьячкова, доцент Института экономики и управления Уральского федерального университета:
— Не больше 40% выпускников педагогических вузов приходят в итоге работать в школу, признался недавно ректор одного из педуниверситетов. Остальные получают бесплатное высшее образование, но работать идут куда угодно, только не учителем. И эта проблема требует более глобального решения, чем просто выплата достойной зарплаты, — средней, или даже выше, чем по региону. Да, это необходимое, но недостаточное условие. Нужно работать со студентами — будущими педагогами, и конечно, формировать в обществе ценность труда учителя. Сегодня сложился стойкий образ учителя как человека, который работает много, а получает мало. В его работу вмешиваются все кому ни лень, — руководство, родители. Очень многие хорошие педагоги не выдерживают, уходят в репетиторы. Нужно менять отношение к профессии педагога. Это долгий процесс, но это инвестиции в кадры.
Подготовила Елена Мационг
Источник Российская газета Башкортостан