Актуально
Вт. Ноя 26th, 2024

Дмитрий Бертман: Девиз «Геликон-оперы» — театротерапия

By Admin Авг26,2024

Дмитрий Александрович, почему вы решили открыть юбилейный сезон именно спектаклем «Мадам Баттерфляй»?

Дмитрий Бертман: Для нас он — большое событие! Это спектакль, в котором заняты все звезды «Геликона», — почти весь состав театра работал над его созданием. Наши зрители услышали ту версию оперы, которая стала ее мировой премьерой, и которая потерпела фиаско на первом же ее показе в феврале 1904 года в Милане. Мы даем возможность узнать «Мадам Баттерфляй» в том виде, в каком ее хотел видеть сам композитор, — ведь это именно та версия оперы, на которой настаивал сам Пуччини.

Конечно, и к этой серии спектакля мы подготовили выставку, в рамках которой представляем настоящее японское изящество — коллекцию редких кимоно и обуви из частных собраний Натальи Бакиной и Назима Мустафаева. Особую нотку выставке придают сценическое кимоно и веера, принадлежавшие народной артистке РСФСР Лидии Захаренко. Здесь же и памятная стела, врученная ей в 1976 году, когда она была признана лучшей Чио-Чио-сан на Всемирном конкурсе в Японии, и фотографии. Это раритеты из семейного архива певицы и ее супруга, знаменитого певца Николая Гуторовича… Лидия Захаренко — родной человек для нашего театра: в 1999 году она украсила исполнением Катерины Измайловой премьерные серии одного из самых популярных спектаклей «Геликон-оперы» — «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Чем для театра особенно важен, знаменателен новый сезон?

Дмитрий Бертман: Слоган этого сезона в нашем театре — «Геликон-опера» — место особых встреч!». Мы очень ждем встречи с нашими любимыми зрителями и друзьями, мы готовимся к ним, мы о них мечтаем, мы зависим в какой-то степени от них, потому что каждая встреча в «Геликоне» — это новая страница в нашей истории.

Ждать ли зрителям новых премьер уже этой осенью?

Дмитрий Бертман: Первая важная премьера в новом сезоне — уникальная постановка музыкально-драматического спектакля «Тайны дома со львами», для создания которой мы , благодаря Ирине Великановой, объединим свои творческие силы с сотрудниками Музея современной истории России. Это не просто представление — захватывающее путешествие сквозь время, которое заставит зрителей по-новому взглянуть на историю нашей большой страны!

Спектакль перенесет нас в легендарное здание на Тверской, некогда бывшее Английским клубом. В нем собирался цвет русской интеллигенции. И здесь, за игрой в карты, мы встретим Пушкина, Крылова, Жуковского — и словно услышим их живые голоса, обсуждающие будущее России. А затем — стремительный полет сквозь десятилетия: революция, война, космос, перестройка — все ключевые моменты нашей истории оживут на нашей сцене.

Это в вашей версии трагический спектакль — он для кого, для пессимистов или оптимистов?

Дмитрий Бертман: Мы уверены, что наш спектакль будет максимально эмоциональным, в нем драма сменяется комедией, а трагедия — надеждой. Творческие возможности «Геликон-оперы» в сочетании с богатейшими фондами Музея, уверен, дадут потрясающий эффект погружения в эпоху… Наш спектакль должен стать напоминанием о том, что история — это не просто даты в учебнике, а живая ткань, сотканная из судеб миллионов людей. И каждый из нас — творец этой истории… Премьера «Тайны дома со львами» уже в конце октября, с 24 по 27-е.

Поклонникам вашего театра, конечно, хочется узнать: а что еще, какие еще премьеры и сюрпризы готовит «Геликон»?

Дмитрий Бертман: Первая премьера следующего, 2025 года — оперетта «Ключ на мостовой» Жака Оффенбаха, которую готовит выпускница ГИТИСа, молодой режиссер Ольга Мелкумова. Вместе с ней в команде постановщиков — молодой дирижер Артем Давыдов. Премьера состоится в Белоколонном зале княгини Шаховской 5 марта.

Спектакль «Тайны дома со львами» заставит зрителей по-новому взглянуть на историю нашей страны

Ну и, конечно, традиционно в конце июня мы представим нашу главную премьеру следующего лета — оперу Александра Бородина «Князь Игорь» в авторской редакции. Мы кстати, были первыми в мире, кто представил именно авторскую редакцию этого шедевра Бородина — в ее основе лежит редакция Павла Александровича Ламма. Из нее исключены фрагменты, написанные Римским-Корсаковым и Глазуновым (около 1700 тактов). Опера «Князь Игорь» будет представлена так, как она была написана Бородиным от первой до последней ноты.

Помнится, во времена самой лютой пандемии у вас открылся пункт, где бесплатно делали прививки от ковида. Вы собирали помощь бойцам СВО. У «Геликона» всегда какие-то социальные проекты и полезные дела — эта добрая традиция продолжится?

Дмитрий Бертман: Конечно. Хотелось бы сказать еще о проекте, которым занимается наш театр уже несколько лет, — это «Театротерапия». Цель ее — протянуть руку помощи детям и подросткам в сложной жизненной ситуации, помочь им адаптироваться в социальной среде. «Театротерапия» уникальна еще и тем, что дает ребятам возможность раскрыть свои творческие способности, увидеть мир другими глазами. Ведь потенциал театрального искусства в психологическом отношении трудно переоценить: играя в спектакле, участники в буквальном смысле становятся «другими людьми», они подсознательно примеряют на себя роли персонажей, весьма далеких от их собственных жизненных проблем.

В этом сезоне при поддержке министерства культуры мы сможем поделиться этим опытом сразу в трех регионах России — в Белгородской области (в Старом Осколе), в Нижнем Новгороде и в Москве… Объединяя людей, можно решить массу проблем: только в единстве наша сила. А еще — в любви… Театр — это всегда любовь и про любовь. Наверное, поэтому он, как магнит, притягивает многих уже не одну тысячу лет.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *