Дмитрий Александрович, почему вы решили открыть юбилейный сезон именно спектаклем “Мадам Баттерфляй”?
Дмитрий Бертман: Для нас он – большое событие! Это спектакль, в котором заняты все звезды “Геликона”, – почти весь состав театра работал над его созданием. Наши зрители услышали ту версию оперы, которая стала ее мировой премьерой, и которая потерпела фиаско на первом же ее показе в феврале 1904 года в Милане. Мы даем возможность узнать “Мадам Баттерфляй” в том виде, в каком ее хотел видеть сам композитор, – ведь это именно та версия оперы, на которой настаивал сам Пуччини.
Конечно, и к этой серии спектакля мы подготовили выставку, в рамках которой представляем настоящее японское изящество – коллекцию редких кимоно и обуви из частных собраний Натальи Бакиной и Назима Мустафаева. Особую нотку выставке придают сценическое кимоно и веера, принадлежавшие народной артистке РСФСР Лидии Захаренко. Здесь же и памятная стела, врученная ей в 1976 году, когда она была признана лучшей Чио-Чио-сан на Всемирном конкурсе в Японии, и фотографии. Это раритеты из семейного архива певицы и ее супруга, знаменитого певца Николая Гуторовича… Лидия Захаренко – родной человек для нашего театра: в 1999 году она украсила исполнением Катерины Измайловой премьерные серии одного из самых популярных спектаклей “Геликон-оперы” – “Леди Макбет Мценского уезда” Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Чем для театра особенно важен, знаменателен новый сезон?
Дмитрий Бертман: Слоган этого сезона в нашем театре – “Геликон-опера” – место особых встреч!”. Мы очень ждем встречи с нашими любимыми зрителями и друзьями, мы готовимся к ним, мы о них мечтаем, мы зависим в какой-то степени от них, потому что каждая встреча в “Геликоне” – это новая страница в нашей истории.
Ждать ли зрителям новых премьер уже этой осенью?
Дмитрий Бертман: Первая важная премьера в новом сезоне – уникальная постановка музыкально-драматического спектакля “Тайны дома со львами”, для создания которой мы , благодаря Ирине Великановой, объединим свои творческие силы с сотрудниками Музея современной истории России. Это не просто представление – захватывающее путешествие сквозь время, которое заставит зрителей по-новому взглянуть на историю нашей большой страны!
Спектакль перенесет нас в легендарное здание на Тверской, некогда бывшее Английским клубом. В нем собирался цвет русской интеллигенции. И здесь, за игрой в карты, мы встретим Пушкина, Крылова, Жуковского – и словно услышим их живые голоса, обсуждающие будущее России. А затем – стремительный полет сквозь десятилетия: революция, война, космос, перестройка – все ключевые моменты нашей истории оживут на нашей сцене.
Это в вашей версии трагический спектакль – он для кого, для пессимистов или оптимистов?
Дмитрий Бертман: Мы уверены, что наш спектакль будет максимально эмоциональным, в нем драма сменяется комедией, а трагедия – надеждой. Творческие возможности “Геликон-оперы” в сочетании с богатейшими фондами Музея, уверен, дадут потрясающий эффект погружения в эпоху… Наш спектакль должен стать напоминанием о том, что история – это не просто даты в учебнике, а живая ткань, сотканная из судеб миллионов людей. И каждый из нас – творец этой истории… Премьера “Тайны дома со львами” уже в конце октября, с 24 по 27-е.
Поклонникам вашего театра, конечно, хочется узнать: а что еще, какие еще премьеры и сюрпризы готовит “Геликон”?
Дмитрий Бертман: Первая премьера следующего, 2025 года – оперетта “Ключ на мостовой” Жака Оффенбаха, которую готовит выпускница ГИТИСа, молодой режиссер Ольга Мелкумова. Вместе с ней в команде постановщиков – молодой дирижер Артем Давыдов. Премьера состоится в Белоколонном зале княгини Шаховской 5 марта.
Спектакль “Тайны дома со львами” заставит зрителей по-новому взглянуть на историю нашей страны
Ну и, конечно, традиционно в конце июня мы представим нашу главную премьеру следующего лета – оперу Александра Бородина “Князь Игорь” в авторской редакции. Мы кстати, были первыми в мире, кто представил именно авторскую редакцию этого шедевра Бородина – в ее основе лежит редакция Павла Александровича Ламма. Из нее исключены фрагменты, написанные Римским-Корсаковым и Глазуновым (около 1700 тактов). Опера “Князь Игорь” будет представлена так, как она была написана Бородиным от первой до последней ноты.
Помнится, во времена самой лютой пандемии у вас открылся пункт, где бесплатно делали прививки от ковида. Вы собирали помощь бойцам СВО. У “Геликона” всегда какие-то социальные проекты и полезные дела – эта добрая традиция продолжится?
Дмитрий Бертман: Конечно. Хотелось бы сказать еще о проекте, которым занимается наш театр уже несколько лет, – это “Театротерапия”. Цель ее – протянуть руку помощи детям и подросткам в сложной жизненной ситуации, помочь им адаптироваться в социальной среде. “Театротерапия” уникальна еще и тем, что дает ребятам возможность раскрыть свои творческие способности, увидеть мир другими глазами. Ведь потенциал театрального искусства в психологическом отношении трудно переоценить: играя в спектакле, участники в буквальном смысле становятся “другими людьми”, они подсознательно примеряют на себя роли персонажей, весьма далеких от их собственных жизненных проблем.
В этом сезоне при поддержке министерства культуры мы сможем поделиться этим опытом сразу в трех регионах России – в Белгородской области (в Старом Осколе), в Нижнем Новгороде и в Москве… Объединяя людей, можно решить массу проблем: только в единстве наша сила. А еще – в любви… Театр – это всегда любовь и про любовь. Наверное, поэтому он, как магнит, притягивает многих уже не одну тысячу лет.