Дмитрий Александрович, почему вы решили открыть юбилейный сезон именно спектаклем «Мадам Баттерфляй»?
Дмитрий Бертман: Для нас он — большое событие! Это спектакль, в котором заняты все звезды «Геликона», — почти весь состав театра работал над его созданием. Наши зрители услышали ту версию оперы, которая стала ее мировой премьерой, и которая потерпела фиаско на первом же ее показе в феврале 1904 года в Милане. Мы даем возможность узнать «Мадам Баттерфляй» в том виде, в каком ее хотел видеть сам композитор, — ведь это именно та версия оперы, на которой настаивал сам Пуччини.
Конечно, и к этой серии спектакля мы подготовили выставку, в рамках которой представляем настоящее японское изящество — коллекцию редких кимоно и обуви из частных собраний Натальи Бакиной и Назима Мустафаева. Особую нотку выставке придают сценическое кимоно и веера, принадлежавшие народной артистке РСФСР Лидии Захаренко. Здесь же и памятная стела, врученная ей в 1976 году, когда она была признана лучшей Чио-Чио-сан на Всемирном конкурсе в Японии, и фотографии. Это раритеты из семейного архива певицы и ее супруга, знаменитого певца Николая Гуторовича… Лидия Захаренко — родной человек для нашего театра: в 1999 году она украсила исполнением Катерины Измайловой премьерные серии одного из самых популярных спектаклей «Геликон-оперы» — «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Чем для театра особенно важен, знаменателен новый сезон?
Дмитрий Бертман: Слоган этого сезона в нашем театре — «Геликон-опера» — место особых встреч!». Мы очень ждем встречи с нашими любимыми зрителями и друзьями, мы готовимся к ним, мы о них мечтаем, мы зависим в какой-то степени от них, потому что каждая встреча в «Геликоне» — это новая страница в нашей истории.
Ждать ли зрителям новых премьер уже этой осенью?
Дмитрий Бертман: Первая важная премьера в новом сезоне — уникальная постановка музыкально-драматического спектакля «Тайны дома со львами», для создания которой мы , благодаря Ирине Великановой, объединим свои творческие силы с сотрудниками Музея современной истории России. Это не просто представление — захватывающее путешествие сквозь время, которое заставит зрителей по-новому взглянуть на историю нашей большой страны!
Спектакль перенесет нас в легендарное здание на Тверской, некогда бывшее Английским клубом. В нем собирался цвет русской интеллигенции. И здесь, за игрой в карты, мы встретим Пушкина, Крылова, Жуковского — и словно услышим их живые голоса, обсуждающие будущее России. А затем — стремительный полет сквозь десятилетия: революция, война, космос, перестройка — все ключевые моменты нашей истории оживут на нашей сцене.
Это в вашей версии трагический спектакль — он для кого, для пессимистов или оптимистов?
Дмитрий Бертман: Мы уверены, что наш спектакль будет максимально эмоциональным, в нем драма сменяется комедией, а трагедия — надеждой. Творческие возможности «Геликон-оперы» в сочетании с богатейшими фондами Музея, уверен, дадут потрясающий эффект погружения в эпоху… Наш спектакль должен стать напоминанием о том, что история — это не просто даты в учебнике, а живая ткань, сотканная из судеб миллионов людей. И каждый из нас — творец этой истории… Премьера «Тайны дома со львами» уже в конце октября, с 24 по 27-е.
Поклонникам вашего театра, конечно, хочется узнать: а что еще, какие еще премьеры и сюрпризы готовит «Геликон»?
Дмитрий Бертман: Первая премьера следующего, 2025 года — оперетта «Ключ на мостовой» Жака Оффенбаха, которую готовит выпускница ГИТИСа, молодой режиссер Ольга Мелкумова. Вместе с ней в команде постановщиков — молодой дирижер Артем Давыдов. Премьера состоится в Белоколонном зале княгини Шаховской 5 марта.
Спектакль «Тайны дома со львами» заставит зрителей по-новому взглянуть на историю нашей страны
Ну и, конечно, традиционно в конце июня мы представим нашу главную премьеру следующего лета — оперу Александра Бородина «Князь Игорь» в авторской редакции. Мы кстати, были первыми в мире, кто представил именно авторскую редакцию этого шедевра Бородина — в ее основе лежит редакция Павла Александровича Ламма. Из нее исключены фрагменты, написанные Римским-Корсаковым и Глазуновым (около 1700 тактов). Опера «Князь Игорь» будет представлена так, как она была написана Бородиным от первой до последней ноты.
Помнится, во времена самой лютой пандемии у вас открылся пункт, где бесплатно делали прививки от ковида. Вы собирали помощь бойцам СВО. У «Геликона» всегда какие-то социальные проекты и полезные дела — эта добрая традиция продолжится?
Дмитрий Бертман: Конечно. Хотелось бы сказать еще о проекте, которым занимается наш театр уже несколько лет, — это «Театротерапия». Цель ее — протянуть руку помощи детям и подросткам в сложной жизненной ситуации, помочь им адаптироваться в социальной среде. «Театротерапия» уникальна еще и тем, что дает ребятам возможность раскрыть свои творческие способности, увидеть мир другими глазами. Ведь потенциал театрального искусства в психологическом отношении трудно переоценить: играя в спектакле, участники в буквальном смысле становятся «другими людьми», они подсознательно примеряют на себя роли персонажей, весьма далеких от их собственных жизненных проблем.
В этом сезоне при поддержке министерства культуры мы сможем поделиться этим опытом сразу в трех регионах России — в Белгородской области (в Старом Осколе), в Нижнем Новгороде и в Москве… Объединяя людей, можно решить массу проблем: только в единстве наша сила. А еще — в любви… Театр — это всегда любовь и про любовь. Наверное, поэтому он, как магнит, притягивает многих уже не одну тысячу лет.