Но прежде надо объяснить, почему легендарная сцена вахтанговцев этим летом принимает гостей за гостями из разных уголков страны. Вот только завершили свой визит красноярские артисты, а с понедельника уже на этой сцене Архангельский театр драмы им. Ломоносова — и тоже почти на неделю. Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок рассказал: это теперь не исключение, а скорее правило: представлять на своей сцене на Арбате лучшие региональные постановки теперь будут стараться как можно чаще.
— Мы фактически открыли наш новый сезон спектаклями Красноярского ТЮЗа, — говорит Кирилл Крок. — После летней передышки Вахтанговский театр впервые встретил зрителей прекрасными постановками сибирской труппы. Сами мы сейчас на больших гастролях в трех китайских городах, Шанхае, Пекине и Гуанчжоу, двенадцать раз сыграем «Войну и мир». Этот спектакль впервые увидят за границей. В Москву вернемся 9 сентября, а пока отдали сцену нашим коллегам из регионов. Очень важно, что талантливые коллективы со всей России получают возможность работать на одной из лучших площадок страны. Мы много говорим о едином культурном пространстве, а именно с этого и здесь оно и начинается. В этом году мы приняли у себя уже десять региональных театров, география огромная. И эту практику мы будем продолжать…
Прямо на сцене ноги ходят сами по себе, головы плавают отдельно от своих тел, а чашки с блюдцами летают кувырком…
Три года назад Красноярский ТЮЗ успешно выступил в Москве — и нынешний приезд оказался не менее триумфальным: к началу гастролей все билеты были распроданы. Главный хит — «Алиsу» по мотивам произведений Льюиса Кэрролла — три вечера подряд аншлагами встречал тысячный зал основной сцены.
Этот спектакль Даниила Ахмедова с 2015 года стал своеобразной визитной карточкой театра: он невероятно любим красноярскими зрителями у себя дома. Первый из московских показов этого спектакля стал уже 424-м!
Что за спектакль? На протяжении двух с половиной часов на сцене происходит волшебство. Магия чистой воды. Причем — без единого слова. Все строится на пластике и визуальных эффектах, да таких, что взрослые и дети в зале только раскрывают рты от изумления.
Вот из огромной книги появляется Алиса. Вот выскочил оттуда же — прямо из-под сказочно тяжелой обложки! — белый кролик. А вот и устрашающие полчища подданных Сказочного королевства. Какие только чудеса ни открываются в этом волшебном мире! Прямо здесь, на сцене, ноги ходят сами по себе, головы плавают отдельно от своих тел, а чашки с блюдцами летают кувырком…
Алиса входит в тысячи дверей — и моментально попадает на прежнее место. Алисы множатся — где настоящая? Движения у двойников синхронны, будто ими управляет модный искусственный интеллект. Музыка такая колдовская, что происходящее на сцене кажется «все чудесатее и чудесатее».
Сцена в «Алиse» выдвинута прямо в зал. Нет никаких границ для волшебства. Герои парят над публикой, вызывая восторженные «ахи». Вместе со зрителями играют, со сцены в зал и обратно, огромными светящимися мячами — кажется, публика вот-вот поднимет «волну» на футбольном стадионе… Самые юные встречают совершенно заразительным хохотом дуэт Труляля и Траляля, которые изъясняются то жестами, то звуками, то на какой-то тарабарщине.
Нетрудно было заметить, что артисты сами влюблены в этот спектакль. Но была еще причина, отчего в Москве игралось с особым вдохновением.
— Мы не играли «Алиsy» два года, — заметила директор Красноярского ТЮЗа Наталья Кочорашвили. — Ведь наш театр сейчас на капремонте…
В этом году театр возглавил новый главный режиссер — Мурат Абулкатинов. В его постановке театр показал «Евгения Онегина», премьеру прошлого сезона. А завершил гастролиэксперимент Александра Плотникова — балет по Анне Карениной».
Тем временем
Красноярский ТЮЗ откроет сезон в обновленном здании, на переоборудованной сцене. В планах — «Аладдин. Сын портного» в постановке Даниила Ахмедова, спектакль по мотивам фильма Феллини «Джинджер и Фред» в режиссуре Ярослава Жевнерова. Ожидаются премьеры «Карлика Носа» Гауфа, «Басен Крылова», «Детства» по Толстому. Мурат Абулкатинов поставит «Дубровского» и «Руслана и Людмилу».