Но прежде надо объяснить, почему легендарная сцена вахтанговцев этим летом принимает гостей за гостями из разных уголков страны. Вот только завершили свой визит красноярские артисты, а с понедельника уже на этой сцене Архангельский театр драмы им. Ломоносова – и тоже почти на неделю. Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок рассказал: это теперь не исключение, а скорее правило: представлять на своей сцене на Арбате лучшие региональные постановки теперь будут стараться как можно чаще.
– Мы фактически открыли наш новый сезон спектаклями Красноярского ТЮЗа, – говорит Кирилл Крок. – После летней передышки Вахтанговский театр впервые встретил зрителей прекрасными постановками сибирской труппы. Сами мы сейчас на больших гастролях в трех китайских городах, Шанхае, Пекине и Гуанчжоу, двенадцать раз сыграем “Войну и мир”. Этот спектакль впервые увидят за границей. В Москву вернемся 9 сентября, а пока отдали сцену нашим коллегам из регионов. Очень важно, что талантливые коллективы со всей России получают возможность работать на одной из лучших площадок страны. Мы много говорим о едином культурном пространстве, а именно с этого и здесь оно и начинается. В этом году мы приняли у себя уже десять региональных театров, география огромная. И эту практику мы будем продолжать…
Прямо на сцене ноги ходят сами по себе, головы плавают отдельно от своих тел, а чашки с блюдцами летают кувырком…
Три года назад Красноярский ТЮЗ успешно выступил в Москве – и нынешний приезд оказался не менее триумфальным: к началу гастролей все билеты были распроданы. Главный хит – “Алиsу” по мотивам произведений Льюиса Кэрролла – три вечера подряд аншлагами встречал тысячный зал основной сцены.
Этот спектакль Даниила Ахмедова с 2015 года стал своеобразной визитной карточкой театра: он невероятно любим красноярскими зрителями у себя дома. Первый из московских показов этого спектакля стал уже 424-м!
Что за спектакль? На протяжении двух с половиной часов на сцене происходит волшебство. Магия чистой воды. Причем – без единого слова. Все строится на пластике и визуальных эффектах, да таких, что взрослые и дети в зале только раскрывают рты от изумления.
Вот из огромной книги появляется Алиса. Вот выскочил оттуда же – прямо из-под сказочно тяжелой обложки! – белый кролик. А вот и устрашающие полчища подданных Сказочного королевства. Какие только чудеса ни открываются в этом волшебном мире! Прямо здесь, на сцене, ноги ходят сами по себе, головы плавают отдельно от своих тел, а чашки с блюдцами летают кувырком…
Алиса входит в тысячи дверей – и моментально попадает на прежнее место. Алисы множатся – где настоящая? Движения у двойников синхронны, будто ими управляет модный искусственный интеллект. Музыка такая колдовская, что происходящее на сцене кажется “все чудесатее и чудесатее”.
Сцена в “Алиse” выдвинута прямо в зал. Нет никаких границ для волшебства. Герои парят над публикой, вызывая восторженные “ахи”. Вместе со зрителями играют, со сцены в зал и обратно, огромными светящимися мячами – кажется, публика вот-вот поднимет “волну” на футбольном стадионе… Самые юные встречают совершенно заразительным хохотом дуэт Труляля и Траляля, которые изъясняются то жестами, то звуками, то на какой-то тарабарщине.
Нетрудно было заметить, что артисты сами влюблены в этот спектакль. Но была еще причина, отчего в Москве игралось с особым вдохновением.
– Мы не играли “Алиsy” два года, – заметила директор Красноярского ТЮЗа Наталья Кочорашвили. – Ведь наш театр сейчас на капремонте…
В этом году театр возглавил новый главный режиссер – Мурат Абулкатинов. В его постановке театр показал “Евгения Онегина”, премьеру прошлого сезона. А завершил гастролиэксперимент Александра Плотникова – балет по Анне Карениной”.
Тем временем
Красноярский ТЮЗ откроет сезон в обновленном здании, на переоборудованной сцене. В планах – “Аладдин. Сын портного” в постановке Даниила Ахмедова, спектакль по мотивам фильма Феллини “Джинджер и Фред” в режиссуре Ярослава Жевнерова. Ожидаются премьеры “Карлика Носа” Гауфа, “Басен Крылова”, “Детства” по Толстому. Мурат Абулкатинов поставит “Дубровского” и “Руслана и Людмилу”.