© mizar21984 / Фотобанк 123RF.com |
Пять лет назад Минфин России четко сформулировал подход к определению конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления материальных запасов. Мы многократно говорили об этом и напомним еще раз: первый и главный критерий здесь — отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому / функциональному назначению объектов. Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обусловливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ.
Упустили из виду данное правило – готовьтесь уплатить штраф по ст. 15.15.6 КоАП РФ за искажение показателей учета и отчетности.
Приобретение бутилированной питьевой воды прямо предусмотрено по подстатье КОСГУ 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения», но при условии, что у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам. В ином случае покупка бутилированной вода отражается по другим подстатьям КОСГУ 340.
Условия для отнесения на конкретный код КОСГУ: |
||
1. Выполнение функций по обеспечению питанием, например, детей в ДДУ, больных, находящихся в медицинских организациях; 2. Наличие системы централизованного питьевого водоснабжения; 3. Отсутствие заключения о признании воды несоответствующей санитарным нормам |
1. В функции учреждения НЕ входит обеспечение питанием различного контингента; 2. Наличие системы централизованного питьевого водоснабжения; 3. Отсутствие заключения о признании воды несоответствующей санитарным нормам |
Отсутствие системы централизованного питьевого водоснабжения ИЛИ Наличие заключения о признании воды несоответствующей санитарным нормам |
Именно отсутствие централизованного водоснабжения заставило социально-оздоровительный центр закупить бутилированную воду для организации питьевого режима. Расходы вместо КОСГУ 349отразили по КОСГУ 346. В результате в Отчете о движении денежных средств» (ф. 0503123) оказались искажены две строки. Главному бухгалтеру придется уплатить штраф в 15 тыс. рублей (постановление Мирового судьи с/у № 3 Сосновского района Челябинской области от 2 мая 2024 г. № 3-123/24).
Помимо бутилированной воды, по КОСГУ 349отражается приобретение / изготовление подарочной, сувенирной продукции, иных материальных ценностей в целях награждения, дарения; специальной продукции; бланков строгой отчетности. И больше ничего — описание подстатьи 349 КОСГУ содержит закрытый перечень расходов, которые разрешено относить на этот код.
Несмотря на это, в одной из рассмотренных судом ситуаций учреждение отразило по КОСГУ 349 расходы по изготовлению баннеров и афиш для проведения праздничного мероприятия. КСП отразила нарушение в акте и напомнила что предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости относятся к материальным запасам и учитываются по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».
Суд согласился с реизорами — главбуха оштрафовали (постановление Ольского районного суда Магаданской области от 30.12.2020 по делу № 5-531/2020).
К горюче-смазочным материалам (ГСМ), учитываемым по одноименному КОСГУ 343, относятся все виды топлива, горючего и смазочных материалов, присадки, иные материалы, используемые в качестве топлива и / или смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, в том числе дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.
Тем не менее, прямое указание смазочных материалов в описании и назначении КОСГУ 343 не помешало учреждению отразить расходы по закупке масла трансмиссионного на КОСГУ 346. Сразу оговоримся: ГСМ можно было бы отразить по КОСГУ 346– в том случае, если их планируется использовать в целях, не связанных с обеспечением функционирования топливных систем (например, приобретение моторного топлива для проведения исследовательских работ в лабораторных условиях). Но в рассмотренной судом ситуации масло было предназначено для специальной техники (мусороуборочных машин), и оснований для отражения его по КОСГУ 346не было.
Контрольный орган внес представление об устранении причин и условий выявленных нарушений. Однако в отведенный срок требования ревизоров не были выполнены, за что главного бухгалтера учреждения оштрафовали по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ на 20 тыс. рублей за невыполнение в установленный срок предписания органа контроля (постановление Мирового судьи с/у № 2 Трусовского района г. Астрахани Астраханской области от 18 октября 2022 г. № 5-830/22).
Два нижеследующих судебных разбирательства объединяет схожесть нарушений, поскольку допущены они были в один проверяемый период – ковидный 2020 год, когда все учреждения в целях профилактики инфекции закупали дезинфицирующие средства, антисептики, маски и перчатки.
Минфин России в то время многократно давал разъяснения по учету таких матзапасов. В одном из писем ведомство рекомендовало в качестве критерия для выбора кода КОСГУ ориентироваться на отрасль / направление деятельности учреждения, а не на функциональное / целевое назначение матзапасов. То есть приобретение в целях профилактических мер дезинфицирующих средств, антисептиков, масок и т.п. медицинским учреждением следовало относить на подстатью 341 КОСГУ. Закупку тех же матзапасов учреждением НЕ медицинского профиля – на подстатью 346.
В этот период спортивная школа закупила партию кожного антисептика, другое учреждение — большую партию медицинских масок. Расходы отразили по КОСГУ 341. В обоих случаях ревизоры зафиксировали нарушение: маски и антисептик применялись не в медицинских целях, поэтому их следовало отразить по КОСГУ 346. В первом случае главного бухгалтера оштрафовали на 15 тыс. рублей (постановление Мирового судьи с/у № 6 Кинешемского судебного района Ивановской области от 17 августа 2021 г. № 5-635/21). Во втором суд смягчил ответственность главбуха и заменил штраф на предупреждение (решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 11 марта 2022 г. по делу 12-24/2022).