На излете лета 1979 года, еще до того, как советские войска вошли в Афганистан, в отношениях между СССР и США произошел громкий скандал. Виновником его, по сути, стал советский артист балета Александр Годунов.
Принц из Риги
Годунов, выходец из семьи военного, был выпускником Рижского хореографического училища. В одно время с ним там учился и другой талант — «невозвращенец» Михаил Барышников, с которым они дружили.
К моменту окончания училища о Годунове уже говорили как о восходящей звезде. В 1967 году молодого артиста пригласил к себе Игорь Моисеев, руководивший Государственным хореографическим ансамблем «Классический балет».
Набравшись опыта, в 1971 году Годунов перешел в труппу Большого театра и дебютировал в партии Принца в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича. Тогда 21-летний танцор срывал овации публики и восторги критиков. После этого слово «восходящая» отбрасывается — теперь Годунов полноценная звезда.
Успехи и интриги
В том же году молодой артист познакомился с 28-летней ведущей балериной Большого театра Людмилой Власовой. Пылкая влюбленность Годунова не знала преград — его не остановила ни разница в возрасте, ни то, что его избранница была замужем. Вскоре они поженились.
Балетный мир — отнюдь не кружок друзей, а общество, где царят зависть и интриги. Годунов нажил себе немало врагов, которые строчили на него доносы в компетентные органы. Артиста обвиняли в том, что он намерен сбежать за рубеж.
После того как в 1974 году за границей остался Михаил Барышников, подобные обвинения грозили Годунову клеймом «невыездного».
Но до поры до времени на его карьере это никак не отражалось. В 1976 году Годунов сыграл главную роль в балете «Спартак», о чем давно мечтал. В том же году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1978 году Годунов сыграл роль в культовой советской картине «31 июня». Если не считать фильмов-балетов, то эта роль стала единственной для Годунова в советском кино. В фильме он снимался с супругой Людмилой Власовой.
«Я руководствовался исключительно творческими причинами»
Летом 1979 года балет Большого театра был на гастролях в США. 19 августа Годунов исполнил партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», написанную Юрием Григоровичем специально для артиста.
Дальше у Годунова было три выходных дня. Несмотря на анонимки, никакой плотной опеки над артистами не было. Поэтому, когда Александр не вернулся ночевать в отель, даже жена посчитала, что он остался у друзей.
Но на следующий день стало ясно, что происходит нечто чрезвычайное. Руководители делегации спросили Власову — какие планы у нее самой. Артистка заявила, что хочет вернуться к родным, в СССР.
После этого было принято решение отвезти Власову в советское консульство, чтобы она находилась там до рейса в Москву.
23 августа 1979 года американские власти объявили, что Годунов попросил политического убежища.
Удивительно, но даже 45 лет спустя нет точного ответа, почему он пошел на этот шаг. На пресс-конференции в США Годунов говорил: «Я руководствовался исключительно творческими причинами… В Большом театре у меня было мало спектаклей. Я довольно редко танцевал и не имел возможности работать с хореографами других стран, без чего современному артисту трудно расти. А я хочу этого».
Если он действительно искал творческой свободы, то, возможно, Годунов жестоко промахнулся. В США его балетная карьера, мягко говоря, не задалась.
Жена считала, что дело было в испуге. Годунов у американских друзей хорошо посидел с алкоголем и был снят в этом виде присутствовавшим фотографом. Когда артист понял, какой компромат появится в прессе, он осознал, что после этого из СССР его точно не выпустят.
Самолет в осаде
Как бы то ни было, с Годуновым вопрос был ясен, но началась борьба за его жену. Артист уверял — Власова тоже хочет остаться, и ее увозят в СССР насильно. Поверив в это, американские власти решили пойти на крайние меры и задержать ее.
Советским дипломатам, однако, удалось доставить Людмилу на борт лайнера «Аэрофлота». Но в салон ворвались представители властей США с переводчицей, заявившие: Власову вывозят насильно, мешая ей соединиться с мужем, «выбравшим свободу».
Ситуация накалилась до предела, грозя в любой момент перерасти в прямое столкновение. В течение трех суток на борту советского самолета были заблокированы 112 пассажиров, лишенных нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару в самолете не работал даже кондиционер).
В итоге стороны пришли к соглашению — Власова выйдет в специальный коридор, пристроенный к самолету, и даст ответ американцам и представителям ООН. Помимо официальных лиц, в коридоре оказались адвокат Годунова и врач. Последний должен был подтвердить, что свой отказ остаться Людмила делает не под влиянием наркотиков. «Я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери», — заявила балерина.
Американцы махнули рукой на Власову, разрешив вылет. А Годунов остался один на свободе, к которой стремился. И где все оказалось не совсем так, как он рассчитывал.
Человек человеку волк
Годунов поступил в труппу Американского театра балета, которой руководил Михаил Барышников. Но быстро выяснилось, что интриги и зависть в балетном мире — вещь универсальная. В США далеко не все были рады Годунову. А вскоре он напрочь разругался с другом детства. Барышников потребовал от Годунова перейти с классического балета на современный американский. Ломать технику Александр не захотел, и тогда босс указал ему на дверь.
Годунову удалось собрать свою труппу, которая пользовалась успехом, но полного удовлетворения это ему не приносило. В 1985 году он решил переключиться на кино, и это ему удалось. «Свидетель» с Харрисоном Фордом, «Долговая яма» с Томом Хэнксом, «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом — мало кто из отечественных драматических актеров преуспел в Голливуде так, как танцор Годунов.
Однако он не терпел вторых ролей, пусть даже и в звездных лентах. Но хуже всего было то, что в Штатах Годунов так и не нашел себя, страдая от одиночества. И как русский человек, проблему эту он решал при помощи алкоголя.
Дальше — тишина…
В апреле 1995 года Годунов снимался в фильме «Зона». Съемки проходили в Будапеште, и оттуда артист внезапно для всех отправился в Ригу, решив повидать мать и брата. Но, судя по всему, никакого успокоения эта поездка ему не принесла.
18 мая 1995 года его нашли мертвым в собственной квартире в Голливуде. По мнению медиков, артиста убили осложнения гепатита на фоне последствий хронического алкоголизма. Александру Годунову было всего 45 лет.
Поэт Иосиф Бродский, помогавший Годунову во время его обращения к властям США, заметил: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».
В жизни не бывает одинаковых рецептов счастья. Александр Годунов летом 1979-го потерял больше, чем смог приобрести.
<!–Расположение: –>