Главное здание ипподрома, знакомое всем россиянам по многим художественным фильмам и кинохронике, теперь окружено строительными лесами и закрыто баннером, повторяющим силуэт здания.
По скаковым и беговым кругам движется строительная техника – грузоподъемные телескопические краны, бетононасосы, эскаваторы… Самосвалы отвозят грунт, а бетоновозы безостановочно, сплошным потоком поставляют на стройку бетон. Работают укладчики бетона и дорожные катки – ровняют временные дороги, чтобы на них не застревала техника. Тут же поливальные машины борются с пылью.
Московский ипподром, основанный в 1834 году и расположенный на территории бывшего Ходынского поля, – объект для реконструкции непростой. В этом году ему исполняется 190 лет. Это старейший в России и первый в мире рысистый ипподром – на таких проводятся соревнования по бегам племенных лошадей рысистых пород.
Комплекс объектов ипподрома в своем нынешнем виде сформировался в 1950-е годы. До конца 1980-х ипподром был одним из самых оживленных мест отдыха в столице: в дни крупных соревнований его посещали до 10 тысяч человек.
В истории ипподрома были и успешные, и трудные времена. Так, с 1992 по 2001 год скачки здесь не проводили. С 2008 по 2011 год не работал тотализатор, что привело к оттоку посетителей. Со временем здания и сооружения ипподрома стали ветшать. Теперь у исторического объекта начинается новая жизнь.
“Конечно, его инфраструктура морально и физически устарела. По сути дела, мы видим разрушающиеся здания и непригодный для конных соревнований стадион… Речь идет о полной реставрации главного здания, спортивной зоны, строительстве новых конюшен для тысячи спортивных лошадей. Это будет мирового уровня ипподром, отвечающий самым современным стандартам. Ну и, конечно, будет выполнено качественное благоустройство как на самом стадионе, так и вокруг него”, – рассказал в своем телеграм-канале мэр Москвы Сергей Собянин.
Строители уже приступили к созданию современной зоны состязаний по скачкам и рысистым бегам, а также обустройству тренировочных и сервисных дорожек, устройству пространства внутри скакового и бегового кругов.
Идет этап подготовки территории и устройства фундаментов для новых зданий и сооружений. В центре огромного поля строится конкурная площадка, а также 3 тоннеля для прохода внутрь круга. Первый – подземный пешеходный переход для выхода лошадей из конюшен и обратно – второй, двухпутный тоннель, еще один – для крупногабаритной обслуживающей техники. Благодаря ему техника не будет пересекать беговые и скаковые дорожки. До начала реконструкции они были в удручающем состоянии, сейчас их тоже приводят в порядок: расширяют, оборудуют для них новую подложку, места для схода лошадей с трассы – полосы безопасности.
Главное здание ипподрома, знакомое всем россиянам по многим художественным фильмам и кинохронике, окружено строительными лесами
Помимо тоннелей на кругах ведут работы по созданию водоотводящих сетей, ливневой канализации. Установлены колодцы, прорыты траншеи, подготовлено бетонное основание для больших труб. Эта система будет собирать воду с территории и отводить ее в городскую канализацию.
В зоне рекреации появятся даже два небольших водоема, поясняет сопровождающий нас главный инженер строительства. И уточняет, что всего на стройплощадке сейчас занято более 800 человек – рабочие и инженерно-технические кадры.
Проходим по основной зрительской трибуне главного здания. После реставрации ее вместимость увеличится почти вдвое – здесь смогут находиться до 2165 человек. На главном здании площадью 17 тысяч квадратных метров рабочие приводят в порядок кровлю, фасады, пол. Вот залы для тотализаторов – Синий, Зеленый, Розовый и Золотой. Это их исторические названия. Для любителей делать ставки здесь откроются 280 мест. Будет сохранен исторический ресторан на 150 мест.
Вот правительственная ложа и запутанные лесенки, которые частично сохранились после пожара 1949 года, когда ипподром сгорел почти полностью. В 1950-1955 годах он был реконструирован по проекту архитектора Ивана Жолтовского.
Вот бывшее помещение музея, где и сейчас висят бронзовые люстры конца XIX века. Музей Центрального Московского ипподрома расширят в 6 раз – здесь разместятся 3 постоянные экспозиции. В бывшем помещении судейской, где будет расположена вип-ложа, сохранились витражи с изображением лошадей, сделанные по эскизам Жолтовского.
Вот и сами залы, где с потолка свисают уже советские, но не менее раритетные люстры. Здесь шумели рестораны, проводились торжественные приемы. Три зала-ресторана откроются на своих местах и после реконструкции.
Будут отреставрированы и знаменитые пилоны ворот с конными скульптурами, украшающие въезд на ипподром со стороны Ленинградского проспекта. Их создали по уникальной технологии – выколотке, или объемной чеканке на каркасе – в 1898-1899 годы скульпторы Сергей Волнухин и Константин Клодт. После пожара на кровле здания сохранилось несколько фигур таких коней и квадрига – античная колесница с возничим.
Обследования показали, что многие здания ипподрома находятся в предаварийном состоянии, поэтому медлить с началом работ было нельзя
Комплекс объектов Московского ипподрома в своем нынешнем виде сформировался в 1950-е годы. Основную сложность при реставрации, отмечают специалисты, составляет полная замена всей инженерии и коммуникаций, в том числе отопления и вентиляции. В последний раз их ремонтировали в конце 1980-х. С тех пор многие трубы просто превратились в пыль… Но можно грамотно использовать те скрытые ниши, каналы, которые остались еще от печного отопления. При этом, конечно, важно ничего исторически ценного не разрушить. Например, старую штукатурку, которая уже осыпается, необходимо снять и нанести новую – по той же рецептуре, что и прежняя. Расписные потолки, лепнину и другие элементы интерьеров, которые надо защищать от воздействия, бережно закрывают фанерой, гипсокартоном, мягкими матами.
Строители уже приступили к реставрации основной зрительской трибуны Московского ипподрома. Фото: Олеся Курпяева
По словам Рафика Загрутдинова, главы департамента строительства города Москвы, входящего в Комплекс градостроительной политики и строительства столицы, обновление коснется всех 40 гектаров территории ипподрома.
2165 человек смогут вместить основные зрительские трибуны главного здания после реставрации
“Проще назвать места, которые строители обойдут стороной, – уточнил он. – Главное здание ипподрома будет приспособлено под современные нужды, а все остальное пойдет под переделку. Проведенные обследования показали, что многие здания ипподрома находятся в предаварийном состоянии, в том числе и главное. Поэтому медлить с началом работ было нельзя”.
Важнейшая часть проекта – создание современного конного двора. Он расположится на месте устаревших зданий и сооружений ипподрома. Конный двор будет включать в себя конюшни для 282 скаковых лошадей и 596 беговых лошадей, конноспортивный комплекс площадью 15 тысяч квадратных метров со встроенными конюшнями на 110 лошадей, тремя манежами и трибунами на 1300 мест, гостевые конюшни на 100 животных. Кроме того, в его составе оборудуют ветеринарный блок полного цикла.
Впервые благоустроят пространство внутри скакового и бегового кругов: здесь появится шатровая зона финиша (дополнительная площадка для зрителей), а также площадка для проведения различных культурных и спортивных мероприятий.
Средства на реконструкцию заложены в столичном бюджете. Завершить все работы планируется в 2026 году. В городе возродится еще одно любимое многими москвичами место отдыха.