Новый участок пермской набережной, который в этом году начали приводить в порядок, протянется от железнодорожной станции Пермь-1 до крупного предприятия «Мотовилихинские заводы», объединяющего металлургические и машиностроительные производственные мощности. Его длина составит 1,3 км. Вместе с этим участком набережная Камы в краевом центре станет одной из самых протяженных в России — 3,5 км.
Губернатор края Дмитрий Махонин при рассмотрении в правительстве вопроса о ходе работ на набережной отметил, что обновленные общественные пространства очень востребованы жителями. «В исторической части города активно развивается культурный кластер, в частности, заканчивается строительство нового здания Пермской художественной галереи, в перспективе — возведение здания новой сцены Пермского театра оперы и балета. Потребность в комфортном пространстве на набережной будет только возрастать, поэтому мы и приняли решение продолжить работу по ее благоустройству от Перми-1 до Мотовилихи».
Перед разработкой проекта были проведены опросы горожан. Люди отметили заброшенность и захламленность склона к реке: кустарниковые заросли, грязь, мусор. Нет удобных спусков к Каме, освещения, променадной части у воды. Спросили граждан и о том, что именно они бы хотели получить на обновленном участке набережной. Оказалось — возможность гулять у реки, заниматься бегом, кататься на велосипеде или самокате, отдыхать на пляже. Эти пожелания и были положены в основу проекта.
Разработчики предусмотрели устройство широкого променада, создание детской площадки и площадки для катания на роликовых коньках, строительство многофункционального павильона с большой площадью витражного остекления, пункта проката. Для масштабного озеленения территории будут использованы деревья-крупномеры разных пород — ивы, березы, осины, которые расположат ярусами. А вдоль вновь возводимых подпорных стенок предложено высадить девичий виноград.
Заложен в проект спуск к воде, который из-за крутизны склона будет зигзагообразным. Запланировано также приведение в нормативное состояние причалов и дебаркадеров на этом участке набережной. Имеются на нем и берегоукрепительные сооружения. С их капитального ремонта и начались в этом году работы на объекте, они ведутся с использованием железобетонных монолитных секций длиной 12 м. Вдоль Камы от Перми-1 до Мотовилихи будет построена детская железная дорога. Все решения на этот счет в железнодорожном ведомстве уже приняты.
По данным регионального сайта закупок, на благоустройство объекта предусмотрено 1,3 млрд рублей, а на берегоукрепительные работы — 591 млн. На совещании в краевом правительстве прозвучало, что указанные мероприятия финансируются из бюджетов региона и города в рамках краевой программы «Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды». Планируется также привлечение средств граждан путем выпуска «народных облигаций» на сумму в 500 млн рублей.
Ко второму этапу работ город приступит в будущем году, когда будет благоустроена территория, выделенная ПАО «Мотовилихинские заводы». Она также станет частью пространства набережной.