В новостройках комфорт- и бизнес-класса в Москве растет интерес к квартирам формата white box и с чистовой отделкой. Об этом «Стройгазете» сообщили аналитики Группы «Аквилон», которые изучили структуру спроса в жилых комплексах, вышедших в открытую продажу в периоды с июля 2022 года по июнь 2023 года и с июля 2023 года по июнь 2024 года.
В сравнении «год к году» доля сделок с квартирами white box и чистовыми лотами в новых проектах увеличилась на 18,8% и 19,9% соответственно. Популярность черновых вариантов, наоборот, упала на 38,7%.
Всего в Москве с начала июля 2022 года по июнь 2023 года включительно было продано 2728 лотов на 137,9 тыс. кв. метров. Из них 2093 сделки пришлись на черновые квартиры, 456 — white box и 179 — чистовые лоты.
За аналогичный период 2023-2024 гг. в столице заключили 3151 ДДУ на 153,3 тыс. кв. метров. При этом черновая отделка и white box почти сравнялись по популярности (1198 и 1119 сделок — 38% и 35,5% соответственно), чистовые варианты — 834 ДДУ. В разрезе «год к году» доля сделок с white box и чистовыми лотами увеличилась почти на 19% и 20% соответственно, тогда как интерес к квартирам shell&core снизился более, чем на 38%.
«Мы считаем, что увеличивающийся спрос на white box и чистовую отделку связан с ростом осознанности клиентов. С развитием рынка недвижимости в целом, девелоперского продукта и покупательского опыта люди приходят к пониманию плюсов покупки уже готовых или почти готовых к жизни квартир. Отделка сокращает время с момента получения ключей до непосредственного переезда, а также позволяет свести к минимуму повреждения общественных пространств в период ремонтов. Это еще и ощутимая экономия. Цены на отделочные материалы постоянно растут. Приобретая квартиру с отделкой на стадии строительства, клиент как бы «фиксирует» стоимость ремонта и по итогу тратит в разы меньше, чем в случае с черновым вариантом», — отметил руководитель направления развития продаж Группы «Аквилон Москва» Михаил Рогатых.
Спрос на черновые квартиры падает на фоне растущего предложения на рынке в целом. В июле 2022 года – июне 2023 года в границах старой Москвы продажи начались в десяти проектах на 7038 лотов площадью 372 тыс. кв. метров. Из них 5387 (73,7%) — shell&core. В 2023-2024 гг. в открытую реализацию вышли 29 жилых комплексов на 21 862 квартиры площадью 1,2 млн кв. метров. На черновые варианты, однако, уже пришлось только 40,8% предложения — 8926 лотов. Почти одинаковую долю с ними занял white box: 38,8% или 8486 квартир. Количество чистовых лотов — 467 новых вариантов в 2022-2023 гг. и 4450 — в 2023-2024 гг.
Изменилась в разрезе «год к году» и структура предложения. Если в новых проектах 2022-2023 гг. white box полностью отсутствовал в жилых комплексах комфорт-класса, а чистовая отделка — в бизнес-сегменте, то в сезон 2023-2024 гг. рынок уже предлагает все типы отделки в проектах обоих классов. При этом в «бизнесе» white box вырос почти в шесть раз: 1184 новых лотов в 2022-2023 гг. и 6627 — в 2023-2024 гг.