Несколько лет назад у композитора и режиссера Анджея Петраса возникла идея снять мюзикл, но в силу разных обстоятельств проект превратился в долгострой. За это время сказки взяли штурмом российский экран, и даже еще одна версия «Огниво» выйдет этой осенью. Но все же проект Анджея Петраса остается новаторским — у нас до сих пор не снимают мюзиклы со специально написанной музыкой. В фильме «Огниво против Волшебной Скважины» 17 оригинальных песен, написанных самим Петрасом.
История, адаптированная петербургским драматургом Александром Ставицким начинается с того, что бездомный мальчуган Маленький Ганс показывает на рыночной площади города кукольные представления, в его ящике-театре живут сказки, и однажды сказка оживает. Но коварный Обер-полицмейстер разрушает ящик-театр. Да, в сказке Андерсена нет Обер-полицмейстера. В версии Анджея Петраса он появится — и знакомые со змеиной пластикой Антона Адасинского уже могут догадаться, каким мы увидим коварного злодея. Как признается актер, он «столько слоев навертел в этом персонаже! Получилась личность многоплановая, и даже пострадавшая. Неудавшийся маг, которого выкинули из какой-то волшебной академии. Он создает магический артефакт Карильон, с его помощью руководит всем королевством, теша свои амбиции. И, параллельно, конечно, влюбляется».
Пожалуй, самое примечательное в проекте — его рукотворность
Добавим — помогают Обер-полицмейстеру его единственный друг и «партнер по злодействам» — маленький поросенок.
Неудачлива в этой истории и ведьма, благодаря которой Солдат Ганс (Алексей Демидов) получает волшебное огниво. В сказке Андерсена она погибает почти сразу же, в фильме от героини Ольги Лапшиной избавиться будет не так-то легко. Кстати, если что и есть современного в этой трактовке «Огниво», так это двойственность персонажей. И Солдат Ганс не так-то прост, Король, которого сыграл Сергей Барковский, — и жесток, но и добродушен.
Сказка Андерсена, на самом деле, страшная и совсем не детская — в один голос твердят участники проекта. Но кинематографисты решили историю сделать более легкой и привнесли в нее свою идею, которая связана с Маленьким Гансом. «Ему предстоит пройти путь от веры в то, что сказка сама придет в его жизнь, и полного разочарования, когда рушится его мир вместе с ящиком-театром, до осознания, что мы сами творим сказку, в которой живем!» — рассказывает соавтор, режиссер и композитор сказки Анджей Петрас.
Пожалуй, самое примечательное в проекте — его рукотворность. Причем в буквальном смысле — рядом с реальными персонажами поют и танцуют куклы, созданные Виктором Антоновым, главным художником театра кукол Сергея Образцова и неоднократным лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска».
И волшебный Копенгаген вырос не на хромакее — сказочный город создатели фильма нашли в Ленинградской области. Две недели команда художника сказки Алексея Падерина колдовала над игровым комплексом Андерсенград, создавая площадь замка с эшафотом и главным палачом (вот сюрприз — да это же неудачница-ведьма!) и городской рынок, наполненный суетой, толчеей жителей и домашних животных и, конечно, разнообразной снедью, словно с картин мастера барокко Снейдерса.
«На мой взгляд, старые, очень живые кинематографические приемы, такие как миниатюры, комбинированные съемки, — интереснее и душевнее, чем компьютерная графика», — признался Анджей Петрас.
«У нас и фантазийное готическое Средневековье, и кукольная вселенная, и классическая история. Придумано много интересного, чтобы история смотрелась современно и в то же время сохраняла обаяние той сказки, которую мы помним с детства, — рассказала продюсер фильма Анастасия Разлогова. — Важно было сохранить оригинальный сюжет сказки Андерсена и воплотить специфическую атмосферу сказок знаменитого писателя»…
Получилось ли создать современное кино в духе старого доброго сказочного кинематографа мы увидим в начале 2025 года…