Проектные и тактико-технические характеристики НАПЛ «Амур 950» специалистам известны с прежних форумов и военно-морских выставок. Напомним главное: водоизмещение — около тысячи тонн, скорость полного подводного хода — 20 узлов, экипаж — всего 19 человек. Автономность — 30 суток, что позволяет использовать такую субмарину на удалении до 1000 миль от берега. Малошумность и современная гидроакустика делают подлодку весьма подходящей для разведки и скрытого наблюдения. А если разместить на ней же вертикальные ракетные шахты, она может в случае необходимости наносить мощный упреждающий удар по кораблям и береговой инфраструктуре противника.
Об этой перспективой разработке для ВМС, а также о новых проектах в области подводной робототехники рассказал, отвечая на вопросы «РГ», генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит.
Чем обусловлена такая «доработка» известного проекта и почему именно сейчас решили ее представить?
Игорь Вильнит: Поскольку основная специализация «Рубина» — это подводные лодки, мы покажем модель неатомной подводной лодки «Амур 950» с вертикальными пусковыми установками. Благодаря подобной системе старта лодка небольшого водоизмещения превращается в плавучую батарею залпового поражения. До недавнего времени всего четыре страны в мире, включая Россию, имели опыт создания подлодок с ВПУ. Сейчас число стран, разрабатывающих лодки с таким вооружением, увеличилось, что говорит о несомненной востребованности этого решения. Поэтому мы рассчитываем на интерес к своему проекту.
Фото: ЦКБ «Рубин»
С учетом сравнительно небольшого водоизмещения подлодки и технических решений, отработанных в ЦКБ «Рубин» при создании третьего и четвертого поколений неатомных подводных лодок, «Амур 950» хорошо подходит как базовая платформа для проектирования национальных подводных лодок по требованиям ВМС заказчика.
В объединенной экспозиции ОСК заявлены и другие новинки от «Рубина». В частности, автономный необитаемый подводный аппарат «Аргус-Д». Годом ранее уже был представлен аппарат этого же семейства. Что их роднит, а что принципиально отличает?
Игорь Вильнит: Аппарат «Аргус» (сейчас он получил индекс «И», от «инспектор»), представленный «Рубином» в прошлом году, и новый аппарат «Аргус-Д» («доставщик») разрабатываются на одной платформе, принадлежат к одному семейству и, главное, относятся к одному классу — тяжелых АНПА. Мы проводили анализ функциональных возможностей аппаратов различных классов и пришли к выводу, что в ближайшем будущем спрос на тяжелые АНПА резко возрастет. Разрабатывая аппараты этого класса, «Рубин» стремится занять нишу, сделать ее своей и на внутреннем рынке, и для потенциальных зарубежных заказчиков.
Фото: ЦКБ «Рубин»
Аппараты семейства «Аргус» объединяет размер: диаметр корпуса равен одному метру. У них единые основные технические решения по энергетике, движительно-рулевому комплексу, электронным компонентам. Эта межпроектная унификация позволяет снизить стоимость строительства и применения аппаратов.
Принципиально отличаются аппараты «Аргус-И» и «Аргус-Д» своими функциональными возможностями. Аппарат «Аргус-И» главным образом предназначен для сбора информации о морском дне или объектах, находящихся на дне, а функция «Аргуса-Д» в основном транспортная — он ориентирован на доставку в заданные участки различного оборудования, в первую очередь электронного. В качестве примера такой полезной нагрузки мы рассматривали автономные донные сейсмические станции, разработанные Институтом океанографии им. П.П. Ширшова Российской академии наук.
Какие функции он может выполнять и в каком режиме — автономно, под контролем оператора?
Игорь Вильнит: Граница между телеуправляемыми и автономными подводными аппаратами все больше стирается. Телеуправление АНПА под водой может осуществляться, например, по гидроакустическому каналу, а традиционные телеуправляемые аппараты (ТНПА) уже сейчас многие функции способны выполнять самостоятельно. Например, оператор задает аппарату точку, в которую тот должен выйти, а все действия, направленные на решение этой задачи, ТНПА совершает без участия человека.
Телеуправление аппаратом «Аргус-Д», как мы сейчас представляем, будет производится при выходе из базы и при возврате в нее. Кроме того, если аппарат при выполнении своей миссии столкнется с какими-либо сложностями, он сможет сообщить об этом оператору, и тот возьмет управление аппаратом на себя.
Фото: ЦКБ «Рубин»
Что отличает «Аргус-Д» от таких или схожих по функционалу АНПА, создающихся на Западе? В частности, в Канаде, США, в Швеции?
Игорь Вильнит: Действительно, работы по созданию тяжелых АНПА различного назначения в последние годы активизировались во многих странах мира. Мы внимательно следим за проектами наших зарубежных конкурентов. Можно сказать, что функционал нашего «Аргуса-Д» во многом схож с назначением американского аппарата «Orca» или канадского аппарата «SOLUS-XR», но водоизмещение и размеры «Аргуса-Д» меньше перечисленных аналогов. Думаю, что опыт создания аппарата «Аргус-Д» позволит нам смелее переходить к созданию сверхтяжелых АНПА, которые смогут нести большую полезную нагрузку.
Кто у нас может быть заказчиком аппаратов типа «Аргус-Д» и потребителем такого рода услуг?
Игорь Вильнит: Представляемый «Рубином» на выставке «Армия-2024» аппарат «Аргус-Д» мы рассматриваем как базовую версию. Проект может быть адаптирован под требования любого заказчика, в том числе наших зарубежных партнеров, с которыми нас связывает длительная история совместных успешных проектов.
Аппарат типа «Аргус-Д» может обеспечивать научные исследования в океане и решать прикладные задачи — например, в интересах морской добывающей промышленности. Очень многое зависит от полезной нагрузки, которую он должен будет доставить в интересующие районы. Например, создание подводных станций, способных вести мониторинг радиационного загрязнения вод океана, может стать основанием для проектирования версии аппарата для МЧС.
Фото: ЦКБ «Рубин»
Другая ваша новинка — необитаемая подводная станция «Октавис». Пока, на первый взгляд, это кажется чем-то футуристическим. На какой стадии этот концепт-проект?
Игорь Вильнит: «Октавис» базируется на технических решениях, которым уже более двух десятков лет, российские предприятия их отрабатывали и проверяли. Необходимость иметь под водой «зарядное устройство», которое также сможет быть ретранслятором информации, очевидна: это существенно нарастит длительность пребывания АНПА в заданном районе. Именно эти идеи мы и заложили в «Октавис», который находится на стадии концепт-проекта, но при этом динамично развивающегося.
Согласен, что НПС «Октавис» выглядит необычно, но форма станции обусловлена необходимостью ее защиты от воздействия океанской среды. Общеизвестно, что на поверхности подводного объекта поселяются водоросли, за ними следуют моллюски, ракообразые, рыбы и так далее. Форма «Октависа» позволяет минимизировать обрастание.
Такого рода техника — подводная, автономная — требует широкой кооперации при ее создании и на стадии опытной эксплуатации. Кто тут ваши главные партнеры?
Игорь Вильнит: За десять лет, в течение которых «Рубин» занимается созданием подводной робототехники, нам удалось создать кооперацию предприятий, которые участвуют вместе с нами в разработке аппаратов. Мне бы не хотелось выделять кого-то из этой команды: в подводном деле мелочей не бывает, и самое маленькое предприятие для нас столь же важно, как и промышленный гигант, имя которого известно каждому.
Фото: ЦКБ «Рубин»
Институт океанологии РАН, с которым ЦКБ «Рубин» планирует подписать соглашение, с вами заодно, участвует в совместных разработках? Или выступает только заказчиком?
Игорь Вильнит: Институт океанологии РАН — это институт с огромным опытом реальных исследований в океане, он стоял у истоков российской подводной робототехники. И мы, безусловно, рассматриваем его не столько как потенциального заказчика, но как партнера в создании перспективных АНПА.
Фото: ЦКБ «Рубин»
Какими еще новинками, предложениями, проектами удивит и порадует ЦКБ «Рубин» участников форума «Армия-2024»?
Игорь Вильнит: В части робототехники мы также покажем обновленный ТНПА рабочего класса «КИТ-3000». Управление им максимально автоматизировано. При необходимости «КИТ» выполнит монтажные работы, протянет электрический кабель и подключит его; переключит систему транспортировки нефти и газа. Он также может стать помощником в научных исследованиях, например, в сборе полиметаллических конкреций и биологических образцов.