© foraginghamster / Фотобанк 123RF.com |
Продуктовый магазинчик нанес покупателю моральную травму: выдал чек на общую сумму покупки (146 руб.) без указания наименования и цены купленных сметаны и минеральной воды (Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 26 июня 2024 г. по делу № 33-3811/2024).
Покупатель не остался в долгу и сначала пожаловался в ИФНС (которая объявила магазину предостережение), а затем обратился в суд к ИП-владельцу магазина о компенсации морального вреда в связи с инцидентом.
Суд признал ИП виноватым в непредоставлении истцу необходимого документа о расчетах, то есть в нарушении прав потребителя, на которые он был вправе рассчитывать при покупке товаров, и назначил компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей (а также взыскал стоимость услуг юриста в размере 4 250 руб).
Потребитель потребовал увеличить размер компенсации, поскольку:
- в постановлении суда отсутствуют мотивы о размере взысканной компенсации морального вреда;
- сумма в 1 000 рублей — произвольная и необоснованная;
- размер морального вреда присужден в чрезвычайно малой, незначительной денежной сумме, составляющей 1,25% от размера средней зарплаты в регионе.
Однако суд апелляционной инстанции согласился с оценкой морального ущерба потребителя:
- доводы истца о заниженном размере компенсации морального вреда не свидетельствуют о незаконности судебного постановления и о нарушении судом первой инстанций требований ст. 15 Закона о защите прав потребителей, поскольку выражают субъективное отношение истца к критериям их определения;
- при этом размер компенсации морального вреда, исходя из регламентации, приведенной в ст. 151 ГК РФ, относится к сфере оценочных категорий и определяется на основании судейского усмотрения. В данном случае самим истцом в исковом заявлении определение размера компенсации морального вреда оставлено на усмотрение суда;
- районным судом при определении размера компенсации морального вреда учтены все фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о нарушении прав истца, как потребителя, характер допущенного ответчиком нарушения (степень вины, наступившие последствия), характер и степень понесенных истцом нравственных страданий.