Дело в том, что существующие госпрограммы не распространяются на пригородные села, где население также занимается сельским хозяйством, проживает в частном секторе и нуждается в школах, больницах и коммуникациях. Подробнее о данном обращении мы поговорили с председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Алексеем Еремеевым.
Алексей Ильич, с чего все начиналось?
Алексей Еремеев: Ситуация назрела два года назад, как только стала реализовываться федеральная программа комплексного развития сельских территорий. Якутия активно в ней участвовала.
Объем финансирования был, конечно, несравним с другими федеральными программами, такими как «Образование», «Здравоохранение», «Безопасные и качественные дороги», тем не менее для республики он был вполне ощутимым.
Допустим, по данной госпрограмме в 2020 году мы получили 1 миллиард 373 миллиона рублей из федерального бюджета. В 2021 году — 1 миллиард 822 миллиона. В 2022-м показатели чуть упали — до 1 миллиарда 539 миллионов. А в прошлом и текущем годах, к сожалению, они снизились в несколько раз. В 2023-м Якутия получила 480 миллионов, в текущем — 431.
В чем причина такого резкого снижения?
Алексей Еремеев: Недостаточное освоение выделенных финансовых средств. По двум объектам в районах — плавательному бассейну и школе — не были предоставлены вовремя отчеты. Подрядчики, которых определили эти муниципалитеты, нас подвели. И после этого федеральный центр, конечно же, по большинству направлений нам отказал.
В указанной программе есть один нюанс — заказчиком при получении федеральных средств является не субъект Российской Федерации, а муниципалитет. То есть торги проводят районы, они же определяют подрядчика, но отчитывается за их работу почему-то республика. Получается, из-за двух муниципалитетов пострадал весь субъект. Это одна причина обращения.
Какая вторая?
Алексей Еремеев: Самый крупный муниципалитет нашей республики — городской округ «Город Якутск» — выпадает из этой программы только из-за правовой формы, потому что федеральная программа называется «Комплексное развитие сельских территорий».
Но в городской округ входит не только сам город Якутск, но и такие пригородные села, как Тулагино-Кильдямский, Маганский, Хатасский и другие наслеги, которые очень нуждаются в этой программе для того, чтобы построить на местах садики, школы, сделать дороги, провести летний водопровод, получать средства на развитие своих ферм, теплиц. Город уже неоднократно обращается к нам, чтобы мы помогли пригородным селам войти в эту программу.
Инфографика «РГ» / Рафаэль Зарипов
Обращались ли муниципальные образования с такой просьбой еще куда-либо, кроме Ил Тумэна?
Алексей Еремеев: Сначала муниципалитеты напрямую обратились в Минсельхоз Российской Федерации как к основному заказчику. Там, к сожалению, отказали, сославшись на постановление правительства РФ, утвердившее действующее положение программы. Потом наше министерство сельского хозяйства уже от имени правительства РС (Я) обращалось к соответствующим министерствам и тоже получило отказ.
Теперь мы пошли по линии парламента, но не в одиночку. Для того чтобы наше обращение в адрес правительства Российской Федерации было подкреплено другими субъектами, подняли этот вопрос внутри Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
В каких регионах имеются такие же проблемы?
Алексей Еремеев: В Республике Коми, Архангельской области, Ненецком автономном округе. В трех субъектах ДФО идентичные трудности — в Магаданской, Сахалинской областях и в Чукотском автономном округе. Мы страдаем из-за того, что городские округа не попадают в эту программу. Поэтому решили выйти с коллективным обращением, чтобы соответствующие изменения были внесены в положение госпрограммы.
Ассоциация вас поддержала?
Алексей Еремеев: Недавно в Хабаровске проходило Общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» с участием представителей 11 субъектов России. Коллеги единогласно поддержали наше предложение, и мы сейчас оформляем соответствующие обращения в адрес премьер-министра Российской Федерации.
Каковы шансы на одобрение?
Алексей Еремеев: Как показывает практика, когда идут обращения от нескольких субъектов, шансы на одобрение примерно 50 на 50. Мы надеемся, что наше обращение будет принято, потому что действительно проблема очень сложная. Ведь большинство участков, которые раздаются многодетным семьям и участникам специальной военной операции, находятся на территории городского округа. Из-за отсутствия инженерной инфраструктуры у нас эти земли практически не освоены. Если бы сельские поселения городских округов вошли в программу комплексного развития сельских территорий, это стало бы большим подспорьем.
Во-первых, хотелось бы, чтобы федеральные средства помогли развивать инфраструктуру в пригородных селах. И речь идет не только о сельскохозяйственном производстве, но и о социальной сфере — строительство детских садов, школ.
Во-вторых, нужно строить дороги в пригородных поселках, а в программе комплексного развития сельских территорий можно защитить проект дороги с твердым покрытием. Например, Хатын-Арынский наслег имеет сейчас асфальтированные дороги, хорошее освещение.
Кроме того, поправка поможет населению получить льготную ипотеку на строительство или приобретение жилья, что в свою очередь будет способствовать привлечению молодых специалистов.