В 1963 годау на Каннском кинофестивале советская актриса Маргарита Володина, снявшаяся в главной роли в «Оптимистической трагедии», произвела фурор. И Шарль Азнавур целовал ей руки…
В СССР картину признали лучшим фильмом года, Володину — лучшей актрисой. А в Каннах ленту удостоили приза «За лучшее воплощение революционной эпопеи». Больше такую награду не давали никому и никогда.
«Нас травили»
Снималась Володина немного, хотя приглашали ее и Петр Тодоровский, и Владимир Басов, и Леонид Луков. Больше всего ролей, конечно, давал муж Самсон Самсонов. Однако добиться такого же громкого успеха, как с «Оптимистической трагедией», где она сыграла комиссара, актрисе не удалось.
«Снимали смерть комиссара, — вспоминала Володина. — В этой сцене пришлось поднатужиться Тихонову. Он должен был меня, увесистую, нести на руках, вносить в кадр, стоять со мною какое-то время и потом мягко положить на камень… Справился, хотя и ворчал потихоньку. Позже Нонна Мордюкова, выяснив, что у меня с ее Тихоновым не было никакого романа, рассказывала мне, как она смотрела «Оптимистическую»… Рядом с ней сидели артистки из Театра киноактера. В момент демонстрации они шипели и злобствовали. Но вот фильм заканчивается… На экране — тело комиссара, на ее лице последняя выкатившаяся и застывшая слеза. Разливается печальный хорал, и… злобствующие актрисы захлюпали, засморкались».
Письмами актрисе с благодарностью за роль были завалены «Мосфильм» и Комитет по кинематографии, а сама она не могла спокойно ходить по улице. Но… «Признание людей было единственной, самой ощутимой и важной для нас похвалой». Как писала актриса, она с Самсоновым познала удар хлыста критиков. «Не раз они били нас с удовольствием и изощренностью. Все наши работы ими обруганы: нас травили».
Но ведь и шедевров не было. Ни у Самсонова, ни у Володиной. И то, что в 1960-е — 1970-е ее называли звездой советского кино, помнят разве что заядлые киноманы. Да и те из 20 ролей актрисы дай Бог назовут пару-тройку.
В 1984-м вышел ее последний художественный фильм — «Время и семья Конвей», снятый Владимиром Басовым. Маргарита сыграла вместе с дочкой Марией. Спустя год ей предложили «короткий метр». На этом всё закончилось.
Считала, что любовь важнее театра
С тех пор Володину не видно, не слышно. Спилась? Тяжело болеет? Умерла?..
А ведь когда-то на «ножки Маргариты» оглядывались все мужчины. Она была красивой, сексуальной, при этом — не стервой. Первый муж — режиссер Самсонов — помог ей стать известной.
Ленинградка, учившаяся в Школе-студии МХАТ, еще студенткой снялась у него. И лишилась стипендии имени Хмелева — сниматься в кино театральным студентам было запрещено. Самсонов оказался виновным и в том, что с дипломом Володину не приняли во МХАТ. Во всех углах судачили, что она разбила семью, влюбившись в женатого режиссера, который на 12 лет старше, а у него маленькая дочь…
Знакомые советовали: брось своего Самсонова, иди в театр. А она молодая была, считала, что любовь важнее. Потом оправдывалась: если бы у него все было хорошо с женой, наверное, не ушел бы от нее.
Они прожили вместе 13 лет. Родили дочку Машу. Бывало, муж оскорблял, унижал Маргариту. Без причины ревновал. А потом вроде бы случилась измена. И они развелись.
Последней их совместной работой стал фильм «Каждый вечер в одиннадцать». После этого, как уверяла актриса, двери в кино для нее оказались закрыты — Самсонов начал мстить. Обратилась она за поддержкой к Станиславу Ростоцкому — ничего не вышло. Просилась во МХАТ к Олегу Ефремову — не взял.
Не хотел иметь с ней дела и бывший муж. Даже дочери отказался помочь, когда она окончила театральное училище — картина «Время и семья Конвей» так и осталась единственной в ее фильмографии. Мария занималась дубляжом и озвучиванием иностранных лент.
Счастье продлилось всего год
Маргарита попыталась еще раз построить личную жизнь. Увлеклась молодым человеком, прожила с ним пять лет. А потом узнала, что он аферист, который проворачивал свои темные дела, прикрываясь ее именем. После того как его посадили, актрисе стали звонить его подельники, требовали вернуть какие-то драгоценности. Она стала бояться выходить на улицу.
Лишь третий брак мог стать по-настоящему счастливым для актрисы.
Однажды она попала в больницу, во время операции врачи занесли ей в организм синегнойную инфекцию. Шансов на выживание почти не было. Но появился доктор Михаил Крутиков и буквально спас актрису. Кроме как чудом это не назовешь. Они поженились. Жить бы теперь да радоваться. Однако через год после свадьбы у Михаила случился инфаркт. Ему было едва за 40…
Казалось, конца и края не будет бедам и несчастьям Маргариты. Ни работы, ни любви… Да еще дочь родила ребёнка вне брака… В 1993-м Виктор Мережко пригласил Володину в телепрограмму и спросил, куда она исчезла. Хотя она продолжала жить в актерском доме на Старом Арбате.
Ездила, как проклятая, с концертами по стране. И все равно с трудом сводила концы с концами. На ней были внучка и больная мама…
Дочь Мария, художница, уже жила во Франции. Она вышла замуж, родила еще одну дочь. Поняв, что в России ее ничего хорошего уже не ждет, 30 лет назад Маргарита уехала к дочери.
Ютилась в крохотной студии недалеко от Монмартра вместе со старшей внучкой Аней, которую, по сути, и вырастила. Пыталась преподавать русский язык, но без знания французского делать это было сложно. Да и в бытовом плане возникали трудности.
Народная артистка РСФСР, в Париже мадам Маргарита получала официальную помощь от властей в виде одежды, еды и небольшого пособия. Ждала, когда ей назначат пенсию. Молилась в православном храме, где ее поддерживали такие же эмигранты. И считала, что «жизнь прошла».
В 2005-м Маргарита Володина написала книгу «Исповедь актрисы», спустя шесть лет — «Откровение». В этом году ей исполнилось 89. Но как, где, чем живет сейчас бывшая советская кинозвезда? Знает ли кто-то?
<!–Расположение: –>