АОНы — штука полезная. Помимо непосредственно отлова и дальнейшей блокировки различных навязчивых звонилок они помогают и во многих бытовых ситуациях, например при поиске исполнителя для каких-то разовых работ через какую-нибудь онлайн-платформу. Сохраняешь номер человека и сразу же видишь, что о нем думают другие люди, какой у них с ним был опыт взаимодействия.
Среди сервисов, выполняющих такие функции, есть и сомнительные, вроде очень популярного в прошлые годы GetContact — они просят слишком много разрешений и доступов.
Оставить «черную метку» о вас может кто угодно. А вот чтобы ее снять, вам придется доказать, что вы не верблюд
Есть и более надежные — такие услуги предоставляют сотовые операторы, банки, компании, занимающиеся информационной безопасностью, вроде «Лаборатории Касперского». Все они анализируют вашу телефонную книгу, а затем в режиме реального времени — входящие звонки. Неизвестные номера они подписывают исходя из информации в базах, а гарантированно зловредные сразу же блокируют.
Недостаток таких сервисов вытекает из их достоинства. Каждый может обозначить номер как спамерский или мошеннический.
И вот что рассказала в соцсети пользователь Светлана: «Какой-то нехороший человек примерно год назад занес мой телефон в спам. Сначала он оказался в антиспаме МТС, из-за чего мои звонки долго не принимала одна ключевая для меня коллега. А ты же не понимаешь, что твой номер в черном списке. Тебя просто сбрасывают, и ты думаешь, например, что человек занят, до тех пор, пока ты у него прямо не спросишь: «А чего ты меня все время сбрасываешь?»
Статистика приложения Kaspersky Who Calls, которое сортирует входящие звонки. Не хотелось бы, чтобы нужный контакт попал в категорию спама. Фото: journal.tinkoff.ru
По словам пользователя, она стала разбираться, пришла в МТС, и там ее номер удалили из базы. Но на этом злоключения не закончились.
«Несколько дней назад выяснилось, что меня считает спамом Сбер, чьим клиентом с кристально чистой историей и регулярным прозрачным зарплатным ежемесячным оборотом я являюсь уже довольно длительное время. Выяснилось также случайно», — продолжает Светлана.
В результате, отмечает она, «оставить метку в сервисах про вас может кто угодно, будь вы трижды порядочным гражданином. А чтобы с вас ее снять, вам придется доказать, что вы не верблюд».
«Для вынесения вердикта по номеру используются различные источники, в том числе и обратная связь от пользователей. Решение принимается алгоритмами по совокупности факторов без участия людей. Шансы обычного пользователя попасть в базу спамеров близки к нулю, однако такое возможно», — рассказал Андрей Бийчук, директор продукта «Защитник» МТС.
В Роскомнадзоре пояснили «РГ», что порядок внесения номеров в спам-базы и исключения из них нормативно не регулируется. «Решение о включении в такую базу принимает оператор связи. Основанием может стать анализ активности абонента, который делает оператор связи, информация, поступающая операторам от банков или интернет-площадок (например, «Яндекса»), жалобы граждан», — заявили в ведомстве.
Там отметили, что для исключения из спам-базы абоненту необходимо обратиться к оператору, с которым заключен договор об оказании услуг. Сделать это можно через личный кабинет на сайте оператора или обратившись в службу технической поддержки.
«После того как обращение рассмотрят и согласуют с инициатором внесения номера в спам-базу (банком, «Яндексом», маркетплейсами и др.), оператор принимает решение об исключении номера из такой базы», — заявили в Роскомнадзоре.
Какой-либо процедуры «обеления» номера на сегодняшний день не существует, пояснил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Однако он полагает, что проблемы как таковой на сегодняшний день не существует. А для обзвонов используются виртуальные емкости и пулы номеров.
«Крайне редко туда попадают номера, которые используются. Обмена базами между операторами сегодня нет. Каждый сам собирает свою базу, потому что это основная ценность — тот сервис, который они могут оказать абонентам. Разве что «Билайн» пытается выстроить работу со всеми банками и «Лабораторией Касперского» и призывает меняться данными. Но это скорее исключение, нежели правило на нашем рынке», — сообщил Муртазин.
Однако, как показал личный опыт обозревателя «РГ», проблема существует, и она выходит за пределы мобильных номеров. При попытке записаться в одно из госучреждений мне так и не удалось дождаться SMS с кодом подтверждения. Общение со специалистами техподдержки ведомства показало, что коды, которые отправляет сервис, используемый ими, не проходят как минимум у двух из четырех операторов связи, по всей видимости, маркируясь системой как спам. И как решить эту проблему — вопрос остается открытым.