Дом на улице Сибирской — типичная панельная хрущевка постройки 1974 года, дом газифицирован. По сообщению газовой компании, обслуживание оборудования проводили 24 июня этого года, и никаких неисправностей не обнаружили.
Вокруг разрушенного дома больше 70 единиц спецтехники, но почти вся она стоит без дела: пока есть шанс найти живых, завалы разбирают вручную.
«Аня, Полина!» — кричат спасатели в минуты тишины. Отклика нет, работы продолжаются. К поиску присоединяются кинологи с собаками.
Возле соседнего дома обнялись девчонки-школьницы с заплаканными глазами. Аня и Полина, которых ищут под горой битого бетона, — их подруги, им по 14 лет.
«Я приехал до того, как появилось оцепление, вслед за пожарной машиной, — рассказывает спецкор газеты «Тагильский рабочий» Антон Исаев. — При мне доставали жильцов верхних этажей — тех, кто смог выбраться из завалов самостоятельно. Что меня повергло в шок — огромная пробоина вместо дома. И еще девочка, которую нашли при мне».
Самые драматичные моменты этого дня — когда в развалинах находили живых детей. Трехмесячная кроха не вспомнит, как ее бережно с рук на руки передавали врачам. Девчушка постарше сначала подала голос в одну из минут тишины, потом к ней долго и осторожно, с риском обрушения перекрытий, добирались мужчины в форме. И вздох облегчения — девочку кладут на носилки, она в сознании. Опираясь на плечи спасателей, из бетонного плена выбирается 13-летний подросток.
По предварительной информации МЧС, в происшествии пострадали 12 человек, причем половина из них дети. Трех малышей вертолетами территориального центра медицины катастроф отправили в Екатеринбург. Так же воздухом отправили и одного взрослого пострадавшего. На месте развернут полевой госпиталь — в специализированном автобусе, в котором есть все необходимое вплоть до операционной.
«У меня дочь и внук живут в третьем подъезде. Мальчишке 14 лет, должен был быть дома, — рассказывает тагильчанка Виктория. — Мне показалось, что их подъезд рухнул. Такое пережила! Нашла внука на улице, целовала его».
Люди из соседних домов, которые наблюдают за разбором завалов, беспокоятся — кажется, что пахнет газом. Но специалисты уверяют, что его подачу отключили в первые минуты после происшествия.
Тем временем ползут слухи, что перед взрывом по квартирам ходили люди в форме газовщиков с предложением проверить оборудование. Якобы один из них пнул трубу незадолго до взрыва. Газоснабжающая компания категорически утверждает: заявок по близлежащим адресам не было, никто от них не выезжал. Официальные органы не подтверждают тревожные слухи.
По сообщению регионального управления СК, возбуждено уголовное дело по поводу выполнения работ или оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья. Полная ясность о причинах трагедии появится лишь после разбора завалов.
На месте работают профессионалы — пожарные, сотрудники службы спасения. К ним присоединяются волонтеры из нескольких предприятий. Конечно, их не пускают на опасные конструкции — ребята принимают обломки бетона, стоя внизу.
«У меня у дочки одноклассница вот в этом подъезде, но у них никого не было дома, все живы. Жуткое зрелище, одно дело по телевизору такое увидеть, и другое — здесь оказаться», — говорит волонтер Уралвагонзавода Алексей.
Эта ночь в Нижнем Тагиле будет длинной.